Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Концепция устойчивого развития в контексте глобализации.
Причины, помешавшие идее УР глубоко укорениться в общественном сознании и стать доминирующей в политике, были разного свойства. В богатых странах она встретила настороженное и даже враждебное отношение влиятельных кругов большого бизнеса и части широкой публики, поскольку предполагает определенное ограничение рыночных сил и некоторое увеличение расходов. Консервативные круги усматривают в ней своего рода "скрытый социализм". Что касается мира развивающихся государств, то там идея УР была воспринята многими как отражение интересов "золотого миллиарда", идущих вразрез со стремлениями бедных стран.
Значит ли это, что концепция устойчивого развития устарела, как считают некоторые? Нестабильность в мире и сигналы бедствия, которые подает природа, опровергают это мнение. Если достигнутые результаты разочаровывают, то дело не в концепции, а в отсутствии или ограниченности политической приверженности ей и воли, хотя в этом отношении ситуация неоднозначна. Есть известные международные соглашения, которые задают направление коллективных усилий, но эти усилия пока совершенно недостаточны. Есть международные организации, призванные выполнять функции экологического управления, но их роль ослабляется узостью или неопределенностью полномочий, нехваткой финансовых средств. Есть национальные программы, в рамках которых на Западе, особенно в.странах ЕС, многое делается для защиты окружающей среды, но это далеко не покрывает всех потребностей УР.
Есть, далее, средний уровень - муниципалитеты, организации гражданского общества, корпорации, многие из которых реализуют собственные проекты УР. В начале этого десятилетия в мире насчитывалось 6 тыс. городов, осуществлявших такие проекты. В США, несмотря на позицию администрации Буша, девять штатов договорились придерживаться условий Киотского протокола. В информационных сборниках, издаваемых Комиссией ООН по устойчивому развитию, содержатся описания многих успешных локальных проектов УР - от мер по сохранению рыбных ресурсов, по экологически безопасной утилизации производственных и бытовых отходов до экологического обустройства рекреационных зон. И есть, наконец, микроуровень - уровень коммюнити, малых групп, деятельность которых, может быть, не очень заметна в глобальном масштабе, но крайне важна.
В дискуссиях о мировом развитии все больше внимания уделяется проблемам глобальной управляемости (global governance), управления глобализацией, повышения действенности институтов, их способности регулировать социально-экономические и международные отношения в соответствии с императивами устойчивости и безопасности. Успешное управление предполагает открытость, транспарентность и подотчетность институтов публичной сферы, вовлечение в обсуждение и принятие решений тех, на кого они распространяются. В сущности, речь идет о приемлемом для всех стран мировом порядке, основанном на принципах справедливости и равноправия, а не только на стремлении к экономической эффективности и выгоде.
Еще несколько лет назад идея УР могла показаться иллюзорной, не имеющей перспектив для реализации. А сегодня эта абстрактная мысль насыщается конкретным содержанием и из сферы политики перемещается в сферу практики. Гораздо легче понять причины, вызывающие неустойчивость развития, чем определить средства, которые обеспечивали бы его стабильность. Именно поэтому концепция как таковая отличается от ее практического воплощения. Это детерминировано сегодняшними политическими, экономическими, технологическими, демографическими, культурными и социальными условиями развития, что, в свою очередь, предполагает многообразие национальных стратегий УР и учет специфики каждой страны и стоящих перед ней приоритетных задач в сфере экологии, экономики, социальных и политических отношений. И критерием оценки стратегии УР служит не ее соотношение с теоретическими выводами отдельных ученых, а ее соответствие продвижению к цели поступательного развития.
Именно поэтому распространение получила именно та версия УР, которая отвечает потребностям экономического развития, обеспечения экологической безопасности и гарантирует защиту социальных интересов населения, отвергая при этом радикальную ломку существующих институтов и отказ от наращивания материальных благ. Во всем этом одинаково заинтересованы как развитые, так и развивающиеся страны, что, конечно же, не исключает различий в их подходах к реализации УР.
Для западных стран УР - это прежде всего возможность и способ поддержания дальнейшей технологической модернизации и соответственно условие выхода на качественно новую ступень развития. Само понятие УР родилось в западном индустриальном обществе. Последнее в процессе превращения в постиндустриальное оказалось открытым к восприятию экологического императива как осознанной необходимости поиска путей своей дальнейшей модернизации. Именно поэтому переход к УР в западных странах проявляется прежде всего в наращивании экологизации экономического развития, которая направляется и стимулируется государством, использующим для этого как правовые, так и рыночные инструменты. И их арсенал постоянно пополняется и обновляется по мере ужесточения государственных требований к охране окружающей среды. При этом опережающее по сравнению с другими странами установление экологических стандартов становится важнейшим условием повышения конкурентоспособности, главным образом потому, что стимулирует и ускоряет технологические разработки. И сегодня это тот конкретный результат, который связан с постановкой и начальным выполнением задачи по переходу к УР в промышленно развитых странах, решение которой в равной мере зависит от усилий как государства, так и бизнеса.