Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Концепция устойчивого развития в контексте глобализации.
Складывающийся НМП неразрывно связан с процессами глобализации. Неоднократно высказывалось мнение, что в реальности глобализация имеет вид экономической либерализации, направляемой международными финансовыми организациями и институтами типа МВФ. Это глобализация в интересах меньшинства. Истинно же необходимая глобализация - это превращение жителей Земли в единую "планетарную семью", сообщество действительно нового типа. Думается, практическое наполнение концепция УР получит лишь в случае реализации такого сценария. Очевидна корреляция между охранительной версией УР и той моделью глобализации, которая ведет к формированию описанного НМП.
Вариант глобализации, который возобладал в начале 90-х годов и привел к торжеству монополистического гегемонистского типа НМП, имел альтернативу. Это - предложенная Римским клубом модель, основанная на идеологии социал-глобализма и представляющая собой гуманистическую версию глобализации как предпосылки совместного выживания человечества. Цель реализации этой модели - создание порядка, который удовлетворял бы насущные потребности всех жителей Планеты за счет полицентричного (хотя и согласованного) управления ею в рамках многополярного мира, позволяющего включить механизмы общественной самоорганизации и упорядоченного, прогнозируемого развития. Полицентричная модель НМП - идеал сторонников структурной экологизации.
Говорить обо всем этом пока приходится в сослагательном наклонении. Реализация УР в условиях гегемонистского НМП крайне затруднена. Опыт более или менее успешных (Конвенции о биоразнообразии) и не очень удачных (Киотский протокол 1997 г.) международных проектов, осуществляемых ныне, показывает, что там, где основная ответственность за их выполнение лежит на развивающемся мире, и - главное - если проект не затрагивает напрямую механизмы НМП, прогресс налицо. Но в случаях, когда под вопрос ставится существующий миропорядок, реализация проектов блокируется. Так произошло с Киотским протоколом, предполагающим обязательства развитых стран ограничить выбросы парниковых газов в атмосферу, в результате чего должно последовать снижение их темпов экономического роста. Протокол ратифицировали 102 страны, включая все страны ЕС, Японию, Канаду, Китай. Этого не сделали США, а на их долю приходится, по разным оценкам, от 25 до 35% всех выбросов углекислого газа в мире. (Если бы этот документ не подписала Россия, которая выделяет 17% выбросов, он не вступил бы в силу.) Как страна - гегемон НМП США считают возможным продолжать свое развитие за счет остального мира.
Принудить США присоединиться к соглашению, подписанному в Киото, никто не может. Вместе с тем они, спекулируя на экологическом императиве, хотят упрочить свои позиции исходя из логики "если не можешь остановить процесс возглавь его". После отказа ратифицировать Киотский протокол Дж. Буш-мл. распорядился начать разработку Пакта о всемирном потеплении, который должен стать, по его терминологии, американской альтернативой Киото-97.
При продвижении реализации УР в глобализирующемся мире ООН проявляет показательную нерешительность (достойную отдельного разговора). Лишь недавно она ввела принцип "общей, но дифференцированной" ответственности за сохранение окружающей среды Планеты. ООН добилась также включения экологической составляющей в глобальный процесс принятия решений по экономическим вопросам. На Всемирной конференции по УР в Йоханнесбурге (2002 г.) главы государств и правительств наконец договорились о серии конкретных обязательств и действий. Был подписан План выполнения решений по УР, предусматривающий неотложные меры и конкретные сроки их осуществления на 2002-2012 гг., а также ежегодные отчеты каждой страны о выполнении достигнутых в Рио соглашений. Обращает на себя внимание, что План в определенной мере нацелен на преодоление диспропорций в мировом развитии - страновые проекты УР предполагается дифференцировать. Для одних стран ставится задача искоренения бедности, для других - переход к модели устойчивого потребления и производства.
Для всеобщего продвижения к УР принципиально важен рост планетарной гражданской активности, развитие сети международных неправительственных экологических организаций (эко-МНПО) в противовес надгосударственным бюрократическим образованиям, в том числе ООН. Решая задачи глобальной экологической политики, ООН не может не прибегать к содействию эко-МНПО (в частности, таких крупных, как Международный союз охраны природы, Всемирный фонд дикой природы), имеющих региональные и национальные отделения. В широком смысле к эко-МНПО относится и Конференция ООН по охране окружающей среды и развитию (UNCED), ключевой инструмент международной экополитики. Эти институты международного экологического руководства представляют собою сеть организаций разного назначения, действуют с общего согласия и имеют мандат мирового сообщества. Именно с их деятельностью, с реализацией международной экологической политики, стоит, думается, связывать ожидание изменений в характере глобализации, что может привести и к преобразованию НМП.