Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Концепция устойчивого развития в контексте глобализации.
Среди стран, в которых переход к УР идет медленно, нужно отметить прежде всего США, где, к примеру, программа "Устойчивая Америка" принята с большим опозданием. В ней явно доминирует первый принцип теории УР (см. выше), то есть установка на удовлетворение нужд американцев. Второй же ее принцип (равные стандарты удовлетворения основных потребностей для всего человечества) по сути игнорируется. Позиция американской политической элиты сводится к защите конкурентоспособности американского бизнеса, в частности через увеличение продаж экотехнологий.
Правда, бизнес неоднороден. Есть, в частности, движение экологически ориентированных предпринимателей, включая средних и мелких. На них реально опираются поборники экологической модернизации. Однако задачу передачи технологий должен выполнять в первую очередь крупный бизнес, но он этого не делает.
Выходит, сторонники структурной экологизации правы, не считая бизнес ключевым агентом перехода к УР. Напрашивается предположение, что роль такого агента должно сыграть государство.
На конференции 1992 г. в Рио такая цель и была поставлена перед национальными государствами. На них, согласно международному праву, лежит вся полнота ответственности за разработку и осуществление стратегий УР. И какие-то шаги, даже радикальные, в этом направлении были сделаны. Например, в плане национальной экологической политики Нидерландов 1993 г. была предусмотрена перспектива ограничения экономического роста. Но в большинстве случаев практика показывает, что государство - пока еще слабый менеджер в сфере охраны окружающей среды. В отличие от экомодернизаторов, сторонники структурной экологизации не считают государство основным агентом перехода к УР, видя в нем прежде всего институт индустриального общества. Ратуя за серьезные политические реформы при движении к УР, они увязывают этот процесс с ростом гражданской политической активности, формированием институтов гражданского участия, в том числе на местном уровне. Сейчас государство мало привлекает гражданское общество к принятию решений, не обеспечивает ему достаточного доступа к информации, касающейся окружающей среды, что идет вразрез с требованиями, зафиксированными в упоминавшихся Декларации Рио (принцип 10) и Декларации Тысячелетия.
Вместе с тем наш мир - это единый организм, и экологические проблемы не могут в принципе быть решены в национальных рамках. Непременное условие перехода любой страны к УР - продвижение к этой цели не за счет других государств, а совместно с ними. Адекватное понимание УР подразумевает придание в процессе развития главенствующего значения человеку, выживанию человечества, всех его этносов и цивилизаций. Выполнению этой задачи препятствуют сложившиеся международные отношения, в которых сегодня преобладает не кооперация, а конкуренция, отдаляющая мир от консенсуса, необходимого при движении к УР. Включение проблем УР в политическую повестку дня вначале шло под знаком противоборства мировых держав, когда имели место попытки увязать переход к УР с неким желанным обликом будущего Планеты, новым мировым порядком (НМП). В настоящее время формируется мировая монополярная структура международных отношений, предполагающая объединение национальных ресурсов и подчинение их новому общепланетарному центру силы, но не в целях всеобщего выживания, а в интересах самого центра. США, главный претендент на эту роль, не только не выполняют функции умиротворения, но там, где им это нужно, сами провоцируют конфликты. В мире, управляемом таким образом, царит беспорядочный порядок. Это не подконтрольное нам развитие мирового сообщества способно само стать источником опасностей, вызываемых нашей деятельностью.
Такой НМП не может не порождать проблем, препятствующих реализации УР на международном уровне. Значительная масса ресурсов Планеты принадлежит ее жителям в целом. Ресурсы Мирового океана, воздух, космическое пространство в принципе поделить нельзя, они находятся в пользовании всего человечества. Отсюда - соблазн скорее потребить их, пока они не иссякли. Успехи в охране окружающей среды развитых стран сегодня во многом связаны с действием этого режима "общего котла", с вычерпыванием ресурсов из внегосударственного пространства.
Еще в 1974 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о Новом международном экономическом порядке, провозгласившую неотъемлемый суверенитет каждого государства над своими природными ресурсами. Настаивая на этом принципе, развивающиеся государства не делегируют международным организациям, ответственным за осуществление УР, полномочий по контролю над своей ресурсной базой, но в то же время отдают свои недра в распоряжение западным сырьевым компаниям. Указанный режим явно коррелирует с нынешним мировым порядком, при котором разные страны Центра и Периферии по-своему вовлечены в расхищение ресурсов Планеты.