Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Концепция устойчивого развития в контексте глобализации.
Версии экологической модернизации и особенно структурной экологизации в наибольшей степени отражают человекоцентризм, присущий УР благодаря теории основных потребностей. Между тем всегда остается соблазн трактовать УР консервационистски и техноцентристски, когда во главу угла ставится достижение высоких технических показателей развития, пусть даже в русле идей биосферного равновесия. Ведь можно сохранить воспроизводственный потенциал Земли и за счет человека, скажем, заставив всех сократить потребление, снизить рождаемость. Такая опасность возрастает, если принимается охранительная позиция.
- При претворении в жизнь теория УР вступила в сложное взаимодействие с ускоренно меняющимися политическими реалиями. В этом смысле беспроигрышна охранительная позиция, ибо она вообще не предполагает каких-либо серьезных реформ, тогда как версия экологической модернизации уже находит практическое воплощение (по проектам УР в странах Северной Европы и Бенилюкса). Но пока в ее рамках решаются одни проблемы, остаются и возникают многие другие. Теория структурной экологизации, которая наиболее последовательна, из-за своей радикальности нигде не находит реального применения.
Далее встает вопрос об агентах, субъектах перехода к УР. Данный процесс предполагает прежде всего изменение характера хозяйствования, значит, главным агентом перехода должен выступать бизнес. Но в какой мере он готов к этому?
На Рио-92 была поставлена задача конструктивного сотрудничества между бизнесом, наукой и государством в использовании потенциала новых экологически безопасных технологий. Сначала в Рио, а затем на упоминавшейся встрече 2002 г. в Йоханнесбурге было решено, что деловые круги развитых стран окажут помощь государствам Юга соответствующими технологиями, обучением передовым практикам и ноу-хау, стимулированием инвестиций в "чистые" производства, внедрением новых механизмов контроля и оценки жизненного цикла продукции. Развивающиеся страны подписали документы по УР именно на этих условиях. Развитые государства своих обязательств не выполнили. Впоследствии было заявлено, что не удалось заставить бизнес пойти на указанные выше меры. Что же конкретно произошло?
Отвечая на этой вопрос, нужно отметить прежде всего, что рыночные механизмы, мягко говоря, не "работают" на УР. Рыночная цивилизация самим своим развитием породила экологический кризис. По мнению "структурных экологизаторов", социально-экономическая система в ее нынешнем виде превысила допустимые пределы экологической нагрузки и нуждается в преобразовании. Следовательно, "переход к новому типу УР приведет к изменению места рыночного механизма во всей структуре общественной жизни". Реальность, как всегда, оказалась намного сложнее.
Следует различать рыночные силы и собственно рынок. Рыночные силы - это те механизмы что заложены внутри рынка (например, механизм.конкуренции). Реальный рынок - это взаимодействие рыночных сил и внешних факторов (в том числе политики государства). Сторонники охранительной позиции сугубо позитивно расценивают рыночные силы, но и они часто критикуют реальный рынок, полагая, что в экологическом кризисе повинны не эти силы, а вмешательство государства в функционирование рынка. Приверженцы же экомодернизации часто, напротив, считают эффекты рыночного механизма губительными, а государство - орудием исправления дефектов рыночной системы.
В реальности глобальная переориентация спроса на товары и услуги, отвечающие международным экологическим критериям, ведет к созданию новых ниш в экономике, перестройке мирового рынка, на котором наиболее конкурентоспособной будет продукция стран, реорганизовавших свою экономико-технологическую базу в соответствии с указанными критериями. Естественно, речь идет прежде всего о развитых странах, и поэтому их деловая элита в определенной мере заинтересована в том, чтобы участвовать в решении экологических проблем. Но очевидно, что выполнение решений Рио-92 приведет к снижению конкурентоспособности западных товаров.
В Рио руководители развитых стран договорились довести прямую помощь развивающимся странам до 0.7% своего ВВП. Но полностью договоренности следуют лишь Норвегия, Швеция, Дания, Нидерланды и Люксембург. В Йоханнесбурге президент Венесуэлы Уго Чавес от имени Группы 77 (государства бывшего Третьего мира) предложил создать при ООН специальный фонд устойчивого развития, который бы формировался за счет поступлений от развитых стран, а также от развивающихся стран (за счет списания 10% их государственного долга). Предполагалось, что эти средства пойдут на охрану окружающей среды и борьбу с голодом. Однако у ряда развитых государств такая постановка вопроса поддержки не нашла.