Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Совершенствование нормативного метода расчета себестоимости путем введения системы «стандарт-кост»
Важным отличием является то, что при использовании системы учета «стандарт-кост» нормативные затраты списываются непосредственно на счета производства. Возникающие же в каждом отчетном периоде отклонения между фактическими и предполагаемыми затратами в течение года накапливаются на отдельных счетах отклонений и полностью списываются не на затраты производства, а непосредственно на финансовые результаты предприятия.
Таким образом, при нормативном методе учета затрат суммы в пределах норм и суммы отклонений от норм собираются на одних и тех же счетах.
Проиллюстрируем методику расчета и анализа отклонений. Основным видом деятельности СОАО «Угра» является производство молока. Смета доходов и расходов предприятия на предстоящий период, исходя из производства 9500 ц, представлена в таблице 3.1. По истечении планового периода в системе бухгалтерского управленческого учета подводятся итоги выполнения сметы. Вместо запланированного объема производства реально произведено 8236 ц молока. В таблице 3.2 представлены данные о фактических показателях СОАО «Угра».
Таблица 3.1. Смета доходов и расходов на плановый период
Показатели
Сумма, руб.
1. Выручка (9500 ц * 560 р)
5 320 000
2. Корма (100000 ед. * 35 р)
3 500 000
3. Заработная плата (с отчислениями)
1 000 000
4. Прочие (переменные)
700 000
Всего расходов
5 200 000
7. Прибыль
120 000
Таблица 3.2.
Отчет об исполнении сметы
Показатели
Сумма, руб.
1. Выручка (8236 ц * 543 р)
4 472 148
2. Корма (97157 ед. * 40 р)
3 924 000
3. Заработная плата (с отчислениями)
823 000
5. Прочие (переменные)
1 943 000
Всего расходов
6 690 000
7. Прибыль
- 2 217 852
Сравнение данных этих таблиц позволяет сделать вывод о том, что допущены отклонения от стандартных затрат по:
использованию кормов;
начислению заработной платы основным производственным рабочим;
прочим расходам.
На первом этапе анализируют отклонения по материалам. Стандартная стоимость потребленных материалов зависит от двух факторов - стандартного расхода материалов на единицу продукции и стандартной цены на него.
Определим отклонение фактических затрат за счет цен на материалы. Это отклонение рассчитывается по формуле:
Откл. = (фактическая цена за единицу - стандартная цена за единицу)* количество материала по факту.
Получим:
Корма: (40 - 35) * 97157 = 485785 руб.
То есть отклонения фактических материальных затрат от стандартных -неблагоприятные, допущен перерасход средств.
Далее рассчитаем отклонения под влиянием фактора - удельный расход материалов. Стандартный расход кормов на 1 ц молока составил 10,52 ед. (100000 : 9500). Фактический удельный расход составил 11,80 ед. ( 97157:8236). С учетом того, что фактически произведено 8236 ц молока, стандартный расход кормов равен: 10,52 * 8236 = 86643 ед.
Для расчета отклонения необходимо воспользоваться следующей формулой: (фактический расход материалов - стандартный расход материалов) * стандартная цена материалов.
Отклонения по кормам: (97157 - 86643) * 20 = 376990
Это оказало негативное влияние на получившийся результат.
Далее рассчитаем совокупное отклонение расхода кормов от стандартного с учетом обоих факторов.
Стандартные совокупные расходы кормов: 3500000:9500 = 368,42 руб./ед. С учетом фактического объема производства общая сумма стандартных затрат по кормам составила: 368,42 * 8236 = 3034307. Фактические затраты кормов составляют 3924000, следовательно, совокупное отклонение по кормам составило: 3924000 - 3034307 = - 889693.
Порядок учетных записей получается следующим:
При покупке материалов отражаем
Дебет 10 «Материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму по стандартным ценам: 3034307 рублей.