Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Разновидности налогов
«Налоговая система, как и вся экономика, не может пребывать в статичном состоянии. Налоги, как своеобразные индикаторы, должны более чутко реагировать на наиболее существенные особенности проявления социально-экономических закономерностей и на реальную ситуацию»[8].
Наиболее значимыми направлениями совершенствования современной российской налоговой системы на ближайшую перспективу являются:
1. Современной российской экономике остро не хватает собственных научных сил, научных школ по вопросам налогообложения, ученых-экономистов, способных не только рационально усовершенствовать действующую налоговую систему, но и просчитать, спрогнозировать все возможные экономические и социальные последствия от проведения в жизнь тех или иных мероприятий в этой области.
Такое положение вынуждает вводить новые, часто - не рыночные виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок по отдельным налогам.
Оценивая прошедшие годы, следует подчеркнуть, что современная налоговая система России зарождалась и развивалась в условиях экономического кризиса. В тогдашней сложной ситуации она сдерживала и поныне продолжает противостоять бюджетному дефициту, обеспечивает функционирование хозяйственного комплекса страны, позволяет (хотя и не без перебоев) финансировать неотложные государственные потребности, в основном именно она помогла обеспечить переход к рыночной экономике. К усовершенствованию налоговой системы был широко привлечен опыт других стран.
2. По расчетам, выполненным в Центральном экономико-математическом институте РАН, «в России чистый народнохозяйственный доход (не распределенная прибыль) образуется: на 5 % - за счет труда, на 20 % - за счет основного капитала и на 75% за счет природного капитала, т.е. на основе природной ренты»[9].
Однако в действующую налоговую систему заложены иные приоритеты: 70 % фискальной нагрузки приходится на труд, 20 % - на основной капитал и только 10 % - на ренту. Смещение основной налоговой нагрузки на низкодоходные факторы производства - основной недостаток современной российской налоговой системы, это угнетает экономику, сдерживает рост заработной платы и конечный спрос, увеличивает производственные затраты, снижает конкурентоспособность отечественной продукции, провоцирует снижение количественных показателей рабочих мест и др.
По оценкам экономистов «недополучаемый рентный доход в России ежегодно составляет 40-45 млрд долл., а с учетом неэффективного использования государственных производственных активов реальные потери достигают 50 - 52 млрд долл»[10]. Иными словами, главным наполнителем казны должен стать не фонд оплаты труда, а именно природная рента, следовательно, необходимо вводить увеличение налога на добычу полезных ископаемых, нефти, газа, леса, рыбы и других ресурсов и ослабление налогов на труд. Налогообложение фонда оплаты труда с учетом единого социального налога достигает 40 %, что является излишней нагрузкой.
Задача переноса тяжести налогообложения на рентные доходы, получаемые недропользователями в результате эксплуатации принадлежащих Российской Федерации природных ресурсов, была официально сформулирована еще в 2000 г. Однако существенных сдвигов в ее решении не произошло, хозяйственная практика по-прежнему усиливает налоговый прессинг на доходы от трудовой деятельности и от использования капитала. Изъятие большей части ренты в бюджет с помощью налогов и не налоговых платежей затрудняется не только противостоянием недропользователей, но и отсутствием механизма реалистичной оценки природной ренты, зависящей как от стоимости добываемого сырья, так от объективно необходимых затрат.
Это основное стратегическое направление, от реализации которого зависит эффективность локальных мер по совершенствованию налоговой системы, приведение ее принципиальных основ к научно обоснованным положениям и международным параметрам. Данные меры способны существенно усилить мотивирующее воздействие налоговой системы на социально-экономический рост во многих областях деятельности.
3. По официальным статистическим данным, «износ основных производственных фондов в среднем по стране составляет почти 50%, в нефтедобывающей промышленности и электроэнергетике - 55, в угольной - 60, машиностроении и нефтепереработке - 75, в газопереработке - 80 % и т.п. Особенно высока степень старения активной части основных фондов - машин и оборудования. Они находятся на грани физического выбытия с возрастающей опасностью техногенных катастроф»[11].