Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Разновидности налогов
Налог на доходы физических лиц является вычетом из дохода налогоплательщика - физического лица. В Российской Федерации объектом обложения являются личные доходы граждан, получаемые ими от работы по найму, от ценных бумаг, от индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности и другие доходы. Не облагаются налогом минимальный размер оплаты труда, который в России в настоящее время почти в 3 раза ниже минимального прожиточного уровня.
Не включаются в облагаемую сумму: пенсии, стипендии, алименты для лиц, их получающих, и некоторые другие доходы. Кроме того, граждане имеют право на вычеты из налогооблагаемого дохода, фактически произведенные через бухгалтерию расходы на благотворительные цели, на приобретение или строительство жилья и др.
С 1 января 2001 г. основная ставка налога на доходы физических лиц установлена в 13 %, а в отношении доходов в виде разнообразных выигрышей - 35 %. Доходы в виде дивидендов и доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, облагаются по ставке 30%.
Обложение доходов физических лиц по ставке 13 % вместо прежних прогрессивных ставок от 12 до 30 % - это способ защиты фискальных интересов государства и попытка вывести на «свет» теневые доходы.
Только за первый год (начиная с 2001 г.) осуществления указанных изменений сборы от него возросли на 49,7%, за второй был отмечен рост в полтора раза. Эта положительная тенденция продолжается и в настоящее время, что объясняется в основном увеличением ставки налога на 1 % для большей части налогоплательщиков. (По прежней ставке - 12 % - формировалось до 90 % всех сборов от этого налога, и лишь оставшаяся часть пополнялась за счет ставок, превышающих 12%-й минимум.) Положительное воздействие на собираемость оказал и выход из тени, который дает кумулятивный эффект. Предприятия все чаще показывают реальную заработную плату работников, следовательно, растет прибыль и увеличиваются поступления от налога на доходы организаций.
Акцизы - вид косвенного налога, включаемого в цену ряда высокорентабельных товаров массового потребления и предметов роскоши, а также в тарифы на некоторые услуги. Как правило, акцизы вводятся на товары, объемы потребления которых не могут существенно ограничиваться таким повышением цен.
Перечень подакцизных товаров меняется. Эти товары делятся на три категории - по процедуре установления ставок и исчислений облагаемой базы.
Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов на них устанавливаются Правительством Российской Федерации. Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке установленного образца.
Единый социальный налог (ЕСН) был введен в 2001 г. и объединил три платежа: а) в Пенсионный фонд (28 % + 1 % фонда оплаты труда); б) Фонд социального страхования (5,4 %); в) Фонд обязательного медицинского страхования (3,6 %).
Таким образом, с введением ЕСН упразднились законодательные акты и инструкции трех федеральных ведомств. Это позволило не только сократить налоговую нагрузку с 38 % (29 % + 5,4 % + 3,6%) до 35,6%, но и упростить процедуру налогообложения и контроля. По этому налогу установлена регрессионная ставка налогообложения с выделением трех категорий: если работник получил больше 100 тыс. р. в год, то организация перечислит за него не 35,6, а только 20%, если заработная плата составляет более 300 тыс. р. в год, то ставка снижается до 10 %. При доходе свыше 600 тыс. р. она падает до 2 %. Иными словами, чем больше заработная плата работников, тем меньше сама ставка налога, но не сборы по нему.
Такая процедура взимания социального налога способствует тому, чтобы организации не утаивали фактически выплачиваемую заработную плату, чтобы вся ее масса облагалась налогом.
С января 2005 г. единый социальный налог был снижен до 26 %. Это позволяет оставить у хозяйствующих субъектов около 280 млрд. р. в расчете на год, активнее финансировать развитие экономики, социальной сферы и увеличить заработную плату работникам.
3.2. Совершенствование российской налоговой системы
Современное российское налоговое законодательство претерпевает множество изменений.
Отменяются одни налоги и сборы, вводятся другие, вносятся дополнения в действующие нормативно-правовые акты, принимаются новые законы и прекращают действие старые.