Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Внутрифирменные трудовые стандарты и нормативы как критерии оценки результата труда персонала
Независимо от того, какой подход реализует конкретная организация при разработке профессиограмм, целесообразно сформировать их банк, отражающий все разнообразие профессий и должностей, задействованных в производственной деятельности. Использование профессиограмм в процессе оценки результатов труда позволит выявить причины, как выдающихся успехов, так и досадных неудач работника в тех случаях, когда эти причины порождены несовпадением характеристик рабочего места (должности) и характеристик исполнителя.
При составлении профессиограмм их необходимо подкреплять своеобразными шкалами, позволяющими оценить необходимую степень выраженности того или иного профессионально значимого качества для занятия конкретной должности.
Достаточно перспективным в процедурах оценки результатов труда представляется использование внутрифирменного профессионального стандарта, представляющего собой модификацию модели компетенций с учетом психофизиологических требований к конкретной профессии. Он задает основные требования организации к персоналу, включающие не только параметры знаний, умений и навыков, но и психофизические качества, медицинские ограничения, положения, применяемые к процедуре оценки. Разработка стандарта особенно оправдана в ситуации, когда отсутствует документация, регламентирующая деятельность тех или иных специалистов. Наличие подобного утвержденного документа позволяет использовать его в работе по управлению компетенциями сотрудников - в процессе развития персонала - при сравнении потребностей предприятия с наличными ресурсами и приведения их в соответствие друг другу.
Внутрифирменный профессиональный стандарт позволяет решить такие задачи, как:
- формулировка требований к персоналу в соответствии с организационными процессами и технологиями производства продукции;
- создание предпосылок для стимулирования индивидуального профессионального роста работников;
- определение направлений внутрифирменной профессиональной подготовки персонала;
- определение критериев подтверждения квалификации персонала (см. рис. 1.1 ).
Внутрифирменный профессиональный стандарт
Рис. 1.1 Задачи внутрифирменного профессионального стандарта
В качестве государственных трудовых стандартов при разработке внутрифирменного стандарта могут выступать действующие в настоящее время характеристики профессий, закрепленные в рамках Единой тарифно-квалификационной системы Российской Федерации. Однако поскольку государственные квалификационные характеристики не учитывают специфики деятельности конкретных предприятий, то организации вынуждены осуществлять их адаптацию путем разработки внутрифирменных профессиональных стандартов.
Когда внутрифирменный стандарт разрабатывается на действующем предприятии с уже сформированной системой ценностей и организационной культурой, важно, чтоб критерии оценки персонала органично влились в существующую систему ценностей и не противоречили принятым на предприятии нормам. Поэтому перед разработчиками ставят задачу: сделать стандарт компактным, удобным для работы, максимально понятным для всех и в то же время включающим в себя как можно больше полезной информации.