Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Внутрифирменные трудовые стандарты и нормативы как критерии оценки результата труда персонала
Процедура оценки любого явления или процесса предполагает сравнение наблюдаемых проявлений с каким-либо эталоном. В ходе оценки результатов труда персонала для этой цели чаще всего используются трудовые стандарты и нормативы, в комплексе которых можно выделить:
1. стандарты и нормативы, сформировавшиеся во внешней по отношению к организации среде бизнеса;
2. внутрифирменные стандарты и нормативы.
Соотношение и роль названных групп трудовых стандартов и нормативов во многом детерминирована типом экономической системы общества, которая, в свою очередь, определяет уровень централизации государственной власти в вопросах регулирования экономики.
С переходом к рыночной экономике из сферы влияния государства практически ушли вопросы организации и нормирования труда, регламентация политики вознаграждения ограничена практикой государственною регулирования минимальной заработной платы, условиями налогообложения фонда оплаты труда и доходов физических лиц. В большей степени государство регламентирует нормативы, определяющие уровень социальной защищенности человека на рынке труда и касающиеся:
1. предоставления наемным работникам гарантий занятости, в частности защиты от обоснованного отказа в приеме на работу и от необоснованного увольнения;
2. установление стандартов условий труда и порядка расчета компенсационных выплат за работу во вредных и тяжелых условиях труда;
3. продолжительности рабочего времени, в том числе с учетом специфики рабочей силы отдельных социально-демографических групп гражданам (женщин, в том числе имеющих малолетних детей; инвалидов, подростков).
Предприятия, не имевшие ранее потребности в разработке большинства видов трудовых нормативов, не имели и соответствующего опыта. В результате привычка к детальной регламентации всех элементов трудовой деятельности работника со стороны государства привела к неготовности специалистов в области труда и заработной платы решать данные проблемы на уровне организации самостоятельно.
На сегодняшний день подавляющее большинство преуспевающих и стабильно работающих предприятий и организаций страны располагают развитой системой внутрифирменных трудовых стандартов и нормативов, которые в совокупности с мерами государственного регулирования социально-трудовых отношений позволяют решить подавляющее большинство проблем в области организации труда.
Система внутрифирменных трудовых стандартов и нормативов формируется под влиянием:
1. государственных трудовых стандартов и нормативов;
2. государственных и отраслевых
стандартов производственной деятельности
(если
они существуют в данном виде бизнеса);
3. внутрифирменных стандартов производственной деятельности;
4. стандартами трудовых отношений, реализуемыми на различных уровнях социального партнерства.
Формирование системы внутрифирменных стандартов и нормативов является одним из важнейших шагов на пути создания разнообразных систем оценки, которые позволяют осуществить внутренний аудит деятельности организации, выявить слабые и сильные стороны этой деятельности, наметить пути дальнейшего развития. В системе оценки деятельности организации одну из ключевых позиций занимает оценка результатов труда персонала. Её реализация требует рационализации комплекса внутрифирменных трудовых стандартов и нормативов.
При использовании этого метода оценка работы персонала заключается в установлении стандартов или нормативов и в последующем сравнении рабочих показателей каждого работника с этими стандартами. Данный метод чаще всего применяется в условиях производства. В целом в качестве рабочих стандартов должны устанавливаться также показатели, которые могут быть достигнуты средним работником. Рабочие стандарты призваны определить, каким должен быть нормальный результат работы за единицу времени (рабочий день, неделю, месяц, год). В таблице 1.1 приводятся примеры рабочих стандартов.