Внутрифирменные трудовые стандарты и нормативы как критерии оценки результата труда персонала

Таблица 1.1 – Образцы рабочих стандартов

Рабочие стандарты

Условия применения

1

2

Средняя производительность (дневная норма выработки) рабочей группы/бригады

Когда задания, выполняемые всеми индивидами, одинаковы или почти одинаковы

Средняя производительность труда (норма выработки) одного работника

Когда работники выполняют одни и те же задания, а оценка и усреднение результатов всей группы громоздки и требуют больших затрат времени

Объем выполненной работы за единицу времени

Работы, предполагающие выполнение повторяющихся заданий

Рабочие стандарты для каждого вида работ

Нециклические типы работ, где выполняется много различных заданий

Преимущество подхода по формированию внутрифирменных трудовых стан­дартов и нормативов, со­стоит в том, что в данном случае оценка эффективности работы персо­нала основывается на объективных показателях. При этом, чтобы успешно использовать стандарты для оценки рабочих показа­телей, они должны быть не только хорошо обоснованы, но и восприни­маться работниками как справедливые.

Одним из наиболее часто употребляемых трудовых стандартов можно считать профессиограмму,

представляющую собой доку­мент, содержащий основные профессиональные требования, на ко­торые должно быть ориентировано развитие профессиональных ка­честв человека в ходе овладения им профессией или замещении должности. По своей структуре профессиограмма состоит из:

1. модели работника, отражающей его профессиональные, деловые и личные качества;

2. модели должности, отражающей функции, обязанности, за­дачи, ответственность и т.д.

В профессиограмме, таким образом, находят отражение профессиональные требования, сформулированные на основе анализа профессиональной деятельности наиболее успешно работающих сотрудников. В практике деятельности организаций по составлению профессиограмм можно выделить следующие подходы к ее формированию:

- эмпирический. Его особенностью является экспери­ментальное выявление профессионально значимых качеств. Профессионально-значимые качества могут ран­жироваться по уровню значимости для конкретной профес­сии или должности (например, как обязательные, желатель­ные или безразличные или по 10-балльной шкале оценки);

- аналитический, базирующийся на логическом анализе операционно-технологической структуры профессии. В рамках данного подхода осуществляется поэтапный переход от описания характеристик профессии к описанию требований к человеку, что позволяет при определении перечня про­фессионально значимых качеств «отбирать нужные», а не «удалять лишние» как при эмпирическом подходе;

- совещательный, который реализуется в рамках проведения экспертами коллегиального обсуждения возможного переч­ня профессионально значимых качеств. Определенным не­достатком данною подхода является субъективизм и зави­симость результатов от авторитета и умения вести дискус­сию отдельными экспертами, а достоинством - быстрота реализации. [11, с.93]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7