Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Характеристика рыночных структур
Демпинг: производство товаров на экспорт по низким ценам.
Непреднамеренная дискриминация: товары продаются по специальным заказам и поэтому покупатель не может узнать, по какой цене покупают товар другие.
Дискриминация при покупке труда наблюдается, когда договор о найме заключается в отдельности с каждым работником.
Ценовая дискриминация может возникнуть только в случае, если продавец в состоянии сегментировать рынок, т.е. тем или иным путём установить, насколько эластичен спрос различных покупателей. Необходимо, например, выяснить уровень дохода покупателя, а также каким временем он обладает для совершения сделки купли-продажи (чем меньше это время, тем менее эластичен спрос), насколько важен этот товар для него.
При помощи ценовой дискриминации монополист присваивает значительную часть потребительского излишка покупателя.
Ценовая дискриминация может быть выгодна и продавцам и покупателям. Продавцы увеличивают, таким образом, свои доходы, а многие потребители, не имевшие возможности приобретать продукцию по очень высокой цене, также становятся покупателями.
Ценовая дискриминация может быть также основана на выдуманных, несуществующих отличиях товаров, которыми оперируют потребители при покупке.
Виртуозно владеют практикой ценовой дискриминации продавщицы в обычных уличных ларьках. Они почти безошибочно сегментируют рынок, основываясь на таком рыночном сигнале, как внешний вид покупателя. В соответствии с одеждой молниеносно принимается решение о том, кому продавать товар дороже, а кому дешевле, кому давать сдачу полностью, а кому нет, кого обвешивать, а кому необходимо взвешивать товар с микроскопической точностью.
Регулирующую функцию цен и политику ценовой дискриминации проводят не только монополии, но и государство. Подобное манипулирование ценами породило такое понятие, как социальная цена монополии, отражающее величину потерь со стороны общества чистой полезности вследствие действий монополий, направленных на максимизацию прибыли. Однако поскольку часть прибыли монополии используются на совершенствование техники и технологии, подготовку и переподготовку кадров, социальное обеспечение работающих и членов их семей, общество получает определенную выгоду от их существования в хозяйственной структуре.
Слияния и поглощения
Монополии увеличивают своё могущество путём поглощения других компаний, а также в результате слияния с конкурирующими фирмами.
Поглощение представляет собой приобретение контроля над соответствующей компанией, которая теряет свою самостоятельность.
Слияние – это объединение двух или более фирм с целью создания новой компании.
Слияния могут быть:
Горизонтальными – объединяются фирмы, производящие один и тот же продукт.
Вертикальными – сливаются компании, которые специализируются на разных стадиях производственного процесса при выпуске одинаковой или схожей продукции.
Конгломеративными – компании, вступающие в объединение , связаны с не производственными, а финансовыми интересами.
Связанными – объединяются фирмы, имеющие схожие производства, что может привести к снижению затрат и обмене опытом.
Несвязанными – объединения, в основном преследующие целью диверсификацию риска.
Поглощения бывают:
Враждебными, когда компания приобретается без предварительного уведомления об этом её руководства.
Дружественными – в данном случае приобретение одной фирмы другой находит одобрение у акционеров и руководства приобретаемой копании.
Национальными – осуществляется в пределах одного государства.
Транснациональными, когда поглощаемая компания (компании) находятся в другой (во многих) стране.
Национальными и транснациональными могут быть также и слияния.
Главными целями слияний и поглощений являются:
Захват новых рынков сбыта;
Усиление влияния на данном рынке;
Повышение эффективности за счёт объединения ресурсов;
Улучшение управляемости компании;
Диверсификация риска.