Характеристика рыночных структур

Производство должно ограничиться точкой пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. Если спрос упадет ниже, производство закроется.

Рассмотрим максимизацию прибыли монополий в долгосрочном периоде. Долгосрочное равновесие будет достигаться при объеме производства, обеспечивающем соответствие долгосрочного предельного дохода долгосрочным предельным издержкам. Однако при этом фирма должна осуществлять безубыточное производство, а цена, максимизирующая долгосрочную прибыль, должна быть ниже цены, максимизирующей краткосрочную прибыль. В отличие от совершенной конкуренции долгосрочное равновесие не обязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных совокупных издержек, ибо спрос более эластичен в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном. Это позволяет фирме било взвинчивать цены до уровня, обеспечивающего получение максимальной краткосрочной прибыли, либо снижать их и получать умеренную по размерам прибыль, благодаря чему ограничивается доступ в отрасль конкурентов. Монополист может также проводить ценовую дискриминацию: цены на авиабилеты могут колебаться в зависимости от сезона года или дней недели, разной может быть стоимость почтовых и телеграфных услуг и т.д. В связи с этим увеличивается или сокращается прибыль монополиста.

Поскольку увеличение объема производства сопряжено с ростом издержек производства, монополист, не желая вступать в противоречие с последними и руководствуясь экономическими соображениями, сочтет более выгодным продавать меньший объем продукции, но по более высокой цене.

По мнению Л. фон Мизеса, потребители реагируют на монопольные цены следующим образом:

не ограничивают покупки монополизированных товаров;

ограничивают покупки монополизированных товаров таким образом, что тратят на это такую же сумму денег, которую потратили бы при наличии конкурентной цены;

ограничивают покупки монополизированных товаров таким образом, что тратят на это больше, чем потратили бы при наличии конкурентной цены.;

ограничивают покупки монополизированных товаров таким образом, что тратят на это меньше, чем потратили бы при наличии конкурентной цены.

Ценовая дискриминация

Английский экономист Дж. Робинсон даёт следующее определение ценовой дискриминации: «Продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем, разным покупателям известна как ценовая дискриминация».

Если спрос потребителя неэластичен, монополист может поднять цену товара – спрос уменьшится на небольшую величину. Соответственно, в случае эластичного спроса на товар цену следует уменьшить.

Существует опасность, что потребители, получившие товар по сниженной цене, станут перепродавать его по цене несколько большей, но не такой высокой, как для других потребителей. Поэтому монополист вынужден ограничивать реализацию товара в одни руки. Например, обычным покупателям определённый товар продают по цене 500 рублей, а пенсионерам – по 400 рублей. Предприимчивые престарелые граждане вполне могут, выходя из магазина, перепродавать товар по 450 рублей. Обычно таких проблем не возникает на рынке услуг, которые нельзя перепродать.

Выделяют три вида ценовой дискриминации:

Каждая единица товара реализуется по цене спроса на неё, а так как цена спроса различна у разных покупателей, то и возникает дискриминационный эффект (дискриминация первой степени, совершенная дискриминация);

Цена продукции одинакова для всех потребителей, но отличается в зависимости от количества приобретаемых товаров (дискриминация второй степени : выступает в форме скидок на приобретение товаров) ;

Разным покупателям продукция реализуется по разным ценам (дискриминация третьей степени).

Дж. Робинсон приводит следующие примеры ценовой дискриминации:

Предоставление частных услуг: доктор ставит гонорар за свой труд в зависимость от состояния здоровья пациентов.

Рынки, на которых ведёт торговлю монополия, отделены друг от друга (географически или посредством таможенных барьеров): и в этом случае выгодно устанавливать разные цены на один о тот же товар.

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15