Экономическая теория

Однако операции на открытом рынке имеют и слабые стороны. Во-­первых, когда ЦБ продает ценные бумаги, многое зависит от того, покупа­ют ли их банки и частные лица. Если их покупают банки, то воздействие на их коэффициент ликвидности будет незначительным, поскольку большин­ство таких ценных бумаг относится к ликвидным активам. Во-вторых, важно, насколько близко к минимально допустимому уровню банки под­держивают свой коэффициент ликвидности. Если коэффициент ликвидно­сти банка близок к минимально допустимому уровню, то ему придется сократить суммарные депозиты или ссуды. Если же разрыв достаточно ве­лик, то, чтобы повлиять на банки, потребуется продать ценные бумаги на огромные суммы. В некоторых странах были времена, когда банки под­держивали очень высокий уровень ликвидных активов именно для того, чтобы помешать правительству использовать вышеописанный метод.

Рассмотренные инструменты не исчерпывают арсенал денежно-кре­дитного регулирования экономики. В некоторых странах ЦБ прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам КБ, портфельные ограничения и др. Выбор и сочетания денежно-кредитных инструментов зависит, прежде всего, от задач, которые решает ЦБ на том или ином этапе экономического развития.

На современном этапе главной задачей экономической политики государства в индустриально развитых странах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках. Это достигается, во-первых, путем создания наиболее благоприятных условий для предпринимательства, развития конкурентной рыночной среды. Во-вторых, путем поддержания конкурентоспособности в тех сферах, где эти преимущества по тем или иным причинам не могут быть реализованы при посредстве только механизма свободного рынка. Как уже говорилось, для выполнения этой задачи используется комплекс мер экономической политики: бюджетно-финансовой, кредитно-денежной, антимонопольной, научно-технической, инновационной, экологической и др.

Реализация экономической стратегии развития России до 2010г. предполагает проведение экономической политики, направленной на модернизацию экономики и ее либерализацию. Этому призваны служить налоговая, инвестиционная, таможенная, внешнеэкономическая формы экономической политики. Содержанием этих форм экономической политики станут меры по улучшению инвестиционного климата, усилению стимулирующей роли налогов, созданию конкурентной рыночной среды, развитию фондового рынка.

ЗАДАНИЕ 1.2.

Проблема выбора оптимального решения.

Человека окру­жает огромное количество благ, которые отвечают его потребностям. Он не может воспользоваться всеми благами одновременно. Во-первых:

· многие блага не допускают одновременного потребления. Они являются взаимоисключающими.

· Во-вторых, при потреблении благ человек, так или иначе, сталкивается с проблемой ограниченности благ (времени, денег…).

Человек всегда должен распределять имеющиеся у него денежные средства (которые ограничены, а потребно­сти безграничны) между разными благами, которые он хочет приобрести.

В сущности такие же задачи стоят и перед более крупными субъекта­ми экономики. Фирма должна решить, как она потратит прибыль.

Наконец, если мы обратимся к национальной экономике, то увидим, что и на этом уровне общество сталкивается с необходимостью распреде­ления ограниченных благ (например, национального дохода) на разные цели: инвестиции, социальное обеспечение, финансирование вооружен­ных сил, развитие науки и образования и т. д., причем эти расходы ­взаимоисключающие: нельзя одну и ту же сумму потратить на строитель­ство железных дорог и на содержание государственного аппарата. Отме­тим при этом, что национальная экономика - настолько сложный эконо­мический объект, что в долгосрочном плане любое решение может ска­заться не только на той сфере, к которой оно непосредственно относится, но и на других сферах. Например, инвестиции в развитие науки в конеч­ном итоге дадут положительный эффект и в промышленности, которая будет пользоваться научными открытиями. Но в каждый конкретный мо­мент времени государство и фирмы должны решить, сколько они потра­тят на науку, а сколько - на развитие промышленности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8