Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Доходы и расходы бюджетов
Одной из важнейших народнохозяйственных задач страны в 2006-2010 гг. является рост доходов бюджетов. Основными резервами увеличения доходов бюджетов являются: рост внутреннего валового продукта; расширение налоговой базы бюджетов, что возможно за счет увеличения доходов предприятий, а также домашних хозяйств; сокращение расходов бюджета на содержание административно-управленческого аппарата, снижение затрат на энергоресурсы во всех отраслях народного хозяйства и др. [12, с. 103].
Расходы государственного бюджета
– это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям.
Осуществляя расходы, государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая общий объем расходов на отдельные отрасли и сферы экономики – промышленность, строительство, образование, науку, здравоохранение и др. Наряду с прямым изменением расходов воздействие осуществляется косвенным образом – через дотации, субсидии, субвенции и т.п. [12, с. 103].
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их взаимном влиянии. Объем расходов бюджета ограничивается размерами поступающих доходов, которые определяются экономическими возможностями государства. Расходы, в свою очередь, при эффективном использовании бюджетных средств могут оказывать положительное влияние на доходы, содействуя развитию социально-экономических процессов в стране.
Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов на очередной финансовый год.
В целях определения роли и значения расходов бюджета в социально-экономической жизни страны, существует ряд признаков классификации расходов государства. Важнейший из них является функциональный.
Функциональная классификация бюджетных расходов республиканского бюджета отражает распределение бюджетных средств по основным разделам деятельности органов государственной власти в различных сферах жизни общества: общегосударственные расходы; национальная оборона; судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности; общеэкономические вопросы; сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность; лесное хозяйство; промышленность, энергетика, строительство, архитектура и градостроительство; транспорт; дорожное хозяйство; связь; гидрометеорологическая деятельность; картография и геодезия; государственная поддержка других отраслей национальной экономики; прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области национальной экономики; охрана окружающей среды; жилищное строительство и жилищно-коммунальные услуги; здравоохранение; физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации; образование; социальная политика; расходы на государственные инвестиционные проекты и программы [12, с. 105].
В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства страны, а в расходной части местных бюджетов – создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов.
Эти средства расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджета, а также на покрытие временного кассового разрыва нижестоящих бюджетов [12, с. 106].
По участию в общественном воспроизводстве расходы бюджета можно классифицировать по двум направлениям: первое связано с финансированием материального производства, второе – с использованием средств на содержание и дальнейшее развитие нематериального производства. Такое разграничение позволяет более детально анализировать роль государства и значение бюджета в регулировании экономического и социального развития.