Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Доходы и расходы бюджетов
Доходы бюджета
выражают экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей населения и юридических лиц.
В унитарном государстве (например, Республика Беларусь) различают доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, а в федеральном государстве, как, например, Россия, эти доходы дополняются доходами бюджетов членов федерации [12, с. 100].
В соответствии с Бюджетным кодексом РБ доходы бюджета классифицируются по следующим группам:
1) налоговые доходы (установленные налоговым законодательством налоги, сборы; суммы задолженности по налогам и сборам; пеня; налоговый кредит; процент за пользование налоговым кредитом; денежные взыскания, предусмотренные за нарушение налогового и таможенного законодательства);
2) взносы на государственное социальное страхование;
3) неналоговые доходы (доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; доходы от предпринимательской и иной, приносящей доходы, деятельности; денежные взыскания, за исключением тех, которые относятся к налоговым доходам; прочие неналоговые доходы);
4) безвозмездные поступления (необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают поступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов).
Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.
Доходы бюджета классифицируются и по другим признакам. В зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы они делятся на:
1) собственные доходы бюджетов (закрепленные законодательством на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами):
P налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
P взносы на государственное социальное страхование на постоянной основе;
P неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;
P безвозмездные поступления за исключением межбюджетных трансфертов [12, с. 101].
2) регулирующие доходы (республиканские налоги, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по определенным нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета):
P по источникам образования (поступающие от юридических лиц или от населения);
P в зависимости от гражданства субъектов налогообложения (уплачиваемые резидентами или нерезидентами);
P по юридическому основанию взимания доходов в бюджет (обязательные и добровольные платежи);
P в зависимости от государственного устройства (в унитарном государстве – доходы центрального и местных бюджетов, в федеративном государстве – доходы федерального бюджета, бюджетов членов федерации, местных бюджетов);
P по праву собственности государства на мобилизуемые в бюджет доходы (собственные и привлеченные (заемные);
P по конкретным видам (прямые налоги – подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль субъектов хозяйствования и др.; косвенные налоги – налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.).
Конкретный перечень доходов республиканского бюджета и местных бюджетов предусматривается ежегодными законами о бюджете Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год [12, с. 102].
Например, в Республике Беларусь, согласно материалам Министерства Финансов РБ, уровень доходов государственного бюджета за последние 4 года составил (млрд. бел. руб.): 2005 г. - 21293,3; 2006 г. - 28666,6; 2007 г. - 36204,2; 2008 г. - 49043,7.
Необходимо отметить, что состав и структура бюджетов всех уровней в значительной степени определяется финансовой политикой государства, а также объемом внутреннего валового продукта.