Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Бюджетное устройство и бюджетная система государства
Бюджетная система РБ базируется на следующих принципах
:
1) принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
2) принцип полноты отражения, означающий, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством Республики Беларусь, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;
3) принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;
4) принцип гласности, означающий открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в средствах массовой информации (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь) [12, с. 98];
5) принцип самостоятельности заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом РБ, местных бюджетов – решениями местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается соответственно на Правительство РБ и местные исполнительные и распорядительные органы. Самостоятельность бюджетов обеспечивается также наличием собственных доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет;
6) принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств проявляется в том, что все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджета объема средств;
7) принцип общего (совокупного) покрытия расходов, означающий, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и источники финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением средств целевых кредитов, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь;
8) принцип достоверности, который означает, что бюджет формируется на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы;
9) принцип адресности и целевого назначения, который предусматривает, что бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;
10) принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействия на каждой стадии бюджетного процесса.
Все перечисленные принципы построения бюджетной системы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В настоящее время в бюджетном устройстве наиболее сложной проблемой является комплекс вопросов, связанных с межбюджетными отношениями центра и регионов, поэтому Программой социально-экономического развития РБ на 2006-2010 гг. предусмотрено осуществить такие мероприятия, как:
ö упорядочение и закрепление доходных источников и расходов за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе, взаимосвязь и соответствие между ними [12, с. 99];
ö обеспечение равного доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям граждан государства независимо от места их проживания;
ö создание долгосрочных стимулов для местных органов власти по поддержанию конкурентной среды, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, способствующих экономическому росту региона и расширению налогооблагаемой базы;