Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Бюджетное устройство и бюджетная система государства
Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее построения.
Бюджетная система
– это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В унитарных единых государствах (например, Великобритания, Франция, Япония, Беларусь) бюджетная система включает два уровня: республиканский бюджет и местные (муниципальные) бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самообслуживания. 06b121019d
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: государственного или федерального бюджета, или бюджета центрального правительства; бюджетов членов федерации (штатов – в США, земель – в ФРГ, провинций – в Канаде, субъектов Федерации – в России); местных бюджетов.
В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах не включаются бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет.
В настоящее время в соответствии с Конституцией РБ, бюджетная система РБ состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов.
В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на: бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения); бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения); бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.
Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой совокупность бюджетов РБ или соответствующей административно-территориальной единицы РБ.
Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Консолидированный бюджет района [12, с. 96]
Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения и областного бюджета (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Консолидированный бюджет области [12, с. 97]
Консолидированный бюджет РБ состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Консолидированный бюджет Республики Беларусь [12, с. 97]
Министерство финансов РБ и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты РБ и ее административно-территориальных единиц. Однако консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты представляют собой статистический свод бюджетных показателей, характеризующих агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направления их использования по территории в целом Республики Беларусь и отдельных регионов.
Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании, в частности, при определении нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты областей и районов [12, с. 97].
В состав республиканского и местных бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов – поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, дорожный, охраны природы, социальной защиты населения и др.
В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических пространств могут формироваться бюджеты интеграционных союзов. Конкретным примером такого бюджета можно назвать бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Этот бюджет формируется в основном за счет взносов стран-участниц, средства его используются на финансирование союзных программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны (например, на мероприятия по обороне государства, развития образования, здравоохранения и т.п.).