Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Принципы современного налогообложения
Принципы налогообложения были сформулированы еще в 1776 г. А.Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». К ним относятся принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности.
В действующем Налоговом кодексе Российской Федерации принципы построения налоговой системы представлены тремя группами.
Первая группа - этические принципы:
- принципы всеобщности и равенства налогообложения - они означают, что все дееспособные граждане должны уплачивать налоги в установленных законами размерах;
- принцип справедливости заключается в том, что:
1) учитывается фактическая способность налогоплательщиков к уплате налогов;
2) налоги не могут носить дискриминационный характер, их нельзя применять, исходя из политических, этнических и иных различий между налогоплательщиками.
Вторая группа - это принципы управления налогами:
- принцип целесообразности предполагает тщательное обоснование каждого налога, надлежащий выбор налоговой базы, планирование, организацию, контроль и мотивацию исполнения всей налоговой процедуры, а также обеспечение ее экономичности: чтобы затраты на все работы по налоговым поступлениям как минимум не превышали доходов от него.
В оценку экономичности системы налогообложения включаются также расходы государства на содержание налоговых органов (современные налоговые инспекции - это внушительные офисы с многочисленными работниками) и растущие расходы в связи с усложнением налогового законодательства, с применением современных дорогих технических средств.
Прежде в России на сбор налогов тратилось до 30 % собранных сумм (а при откупах эта величина доходила до 50-100 %).
В настоящее время затраты на сбор налогов составляют около 7-10 % суммы поступлений;
- принцип определенности предусматривает заблаговременность и гласность объявления каждого налога и такую проработанность налогового законодательства, из которого исходила бы ясность по следующим обязательным параметрам:
а) наименование (определение) плательщиков данного налога (кто именно платит);
б) хозяйствующий субъект, которому налог должен быть внесен (кому именно платят);
в) размер налога (конкретные суммы платежей);
г) периодичность и срок уплаты налога (сроки уплаты);
- принцип удобства подразумевает создание удобных условий для налогоплательщиков при осуществлении ими данной конституционной обязанности (способ платежа, срок уплаты и др.). Этот принцип для налогоплательщика означает минимизацию затрат труда и времени в связи с уплатой налога, т. е. речь идет о рациональном подходе в отношении налогоплательщика - касательно времени уплаты, места, периодичности, условий уплаты (через посредников или напрямую - организации, концентрирующей налоговые поступления и др.).
Современная реализация данного принципа связана с дополнительными налоговыми повинностями - ведением налогового учета, оформлением налоговых деклараций и др.
Третья группа - финансово-политические принципы:
- принцип достаточности налоговой системы, которая обеспечила бы необходимые поступления налоговых средств для осуществления социально-политических целей общества;
- принцип соответствия всего процедурного механизма налога сложившимся социально-политическим условиям в стране, регионе, муниципалитете;
Кроме названных принципов - требований, ставших классическими, современность наработала несколько не менее важных принципов - особых запретов:
а) запрет на введение налога без закона. Обязательность подтверждения налога исходит из того, что в законе в той или иной мере отражается сложившаяся ситуация: проект закона разрабатывается, вносится, обсуждается и принимается с одобрения представителей (депутатов) в органах законодательной власти различных уровней;
б) запрет двойного взимания налога: ситуация, когда один объект за один и тот же период времени может облагаться идентичным налогом более одного раза;