Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Сущность налогов и основные элементы налогообложения
Как правило, налоговые льготы обусловлены либо социальной значимостью соответствующих областей деятельности, либо признанием их в качестве приоритетных в конкретной экономической ситуации.
Например, при оценке эффективности льготного налогообложения предприятий обществ инвалидов прежде всего учитывается их социально-экономическая составляющая. Сохраняя рабочие места работников с ограниченными возможностями, государство, с одной стороны, освобождается от необходимости расходования средств на социальную поддержку, а с другой - создает условия для их социально-психологической реабилитации инвалидов.
Среди субъектов налоговых отношений выделяются:
- налогоплательщики - организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения и др. Для упорядочения работы с налогоплательщиками, учета и контроля за уплатой налогов ведется единый государственный реестр налогоплательщиков, в котором все население и организации имеют идентификационный налоговый номер (ИНН) - это номер дела каждого налогоплательщика в налоговой службе;
- налоговые агенты - лица, на которых Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию с налогоплательщиков и перечислению в бюджеты налогов;
- сборщиками налогов выступают: государственные органы; органы местного самоуправления; уполномоченные должностные лица.
Сборщики налогов осуществляют прием налогов и перечисление их в бюджеты. В отличие от налоговых агентов, сборщики не начисляют налоги, в их обязанности входит контроль по их уплате.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, платежей, сопровождающие их законодательные регламенты, а также работники, технологии, средства, каналы информации и другое образуют налоговую систему.
Ныне действующая в России налоговая система начала складываться с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, которые охватывают, по сути, все сферы жизни государства. Структура и принципы построения российской налоговой системы в основном отражают национальные традиции и распространенные в мировой практике положения.
Принятие Налогового кодекса Российской Федерации позволило систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие налогообложение, устранив отсутствие его единой законодательной и нормативной основы, многочисленность и противоречивость нормативных документов и недостаток правовых гарантий для участников налоговых отношений.
Налоговый кодекс регулирует:
- порядок установления и ввода в действие налогов;
- совокупность налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков;
- ответственность участников налоговых отношений;
- порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней;
- формы и методы налогового контроля.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, установлены три группы налогов и сборов:
1)федеральные налоги и сборы являются обязательными для всей территории Российской Федерации и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета;
2) региональные налоги и сборы, обязательные на территории соответствующих субъектов РФ, устанавливаются представительными органами субъектов федерации и общероссийским законодательством;
3) местные налоги и сборы, которые вводятся нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трехуровневая система налогообложения дает возможность соответствующим органам управления обособленно формировать доходные части бюджетов, исходя из собственных налогов, их частей, неналоговых поступлений от различных видов деятельности (аренды, продажи, недвижимости, внешнеэкономической деятельности, займов и др.).