Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Сущность налогов и основные элементы налогообложения
Для нормального функционирования и развития экономики необходим эффективно действующий общественный сектор, совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Главным источником формирования и пополнения такого сектора являются налоги и сборы - обязательные платежи хозяйствующих субъектов и населения.
Налоги - объективно принудительное изъятие части доходов, так как органы власти вынуждены ограничивать возможные величины доходов большинства граждан, перераспределяя их часть между членами общества, его группами, а также отчасти присваивая их. Это основные средства, поступающие в государственную казну.
Начальной формой налогообложения в древности выступали жертвоприношения. Они были частью неписанных законов и постепенно становились принудительными.
Проблемы теории и практики налогообложения явились предметом исследования многих экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох и стран.
В 1625 г. была опубликована работа «Опыты или наставления нравственные и политические» английского философа Френсиса Бэкона (1581-1626).
Свой вклад в развитие системы налогообложения внес Адам Смит (1723-1790).
Серьезные исследования имелись и в России: «Опыт теории налогов» (1818) основоположника российской финансовой науки Н.И.Тургенева (1789-1871), «Теория финансов» (1845) И.Горелова и др.
В наступившем XXI в., как и сотни лет назад, хозяйствующие субъекты всех стран платят налоги для финансирования расходов на обороноспособность государства, содержание властных органов, обеспечение правопорядка, на здравоохранение, образование и другие публичные блага.
В соответствии с действующим Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 8) под налогом понимается «обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства, региональных и местных органов управления»[1].
Тем не менее в современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог - платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.
Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.
К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).
В отдельных определениях налога указывается, что налоги - это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Ряд авторов признает справедливость этого в том смысле, что «в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера»[2].
В других определениях можно встретить указание на то, что налоги - это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае высказывается мнение, что вряд ли правомерно ограничивать само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог взимается с совокупного (объединенного для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До XX в. налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и с таких объединений физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками которых выступали отдельные административно-территориальные единицы.
Часто отмечается, что налоги - денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х гг. стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором.