Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Бизнес, общество и власть
Отношение населения к бизнесу имеет исторические и культурные корни. На развитие промышленности и торговли в России оказали влияние несколько факторов:
1. Природно-климатические условия: с одной стороны, огромные расстояния, бездорожье летом и жуткие холода зимой затрудняли развитие торговли; с другой стороны, они же ограничивали рост богатства – излишка над необходимым для жизни, как условие обмена: избы по крутости морозов, теплая одежда, усиленное питание.
2. Практически до 16-го века сохранялась изоляция Московской Руси от других стран как следствие татаро-монгольского нашествия. Только после взятия Казани и Астрахани открылся путь в Персию и Китай; условия для выхода в Европу через Балтийское море были неблагоприятными даже после побед Петра Великого; выход в Черное море и через него в Европу стал безопасным только при Екатерине Великой. Это имело следствием ориентацию государства в целом, отдельных регионов и населения на самодостаточность.
3. Фискальная политика государства, которое вечно нуждалось в деньгах и выколачивало из населения все, что могло взять. Следствием был ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем рынке.
4. Политика государства, которое до Петра I, не заботило развитие торговли и промышленности. Однако фактически, вплоть до Екатерины Великой, государство ограничивалось проведением политики протекционизма, не создавая широких возможностей для развития городов, как центров промышленности и торговли.
5. Крепостное право ограничивало перемещение крестьян и возможность массового использования их труда в промышленности и торговле. Лишь при Павле I и после него начинают создаваться минимальные условия для участия массы крестьян в деловой жизни: крестьяне получают, хотя и ограниченно, возможности самовыкупа, выхода из общины, перехода в купеческое или промышленное сословие. По существу, лишь в 70-80-е годы XIX в. крестьяне начинают более или менее активно выдавливаться в города, где часть из них работает по найму, а часть, хотя и не очень значительная, через землячества и конфессиональные общины начинает включаться в торговлю, извоз или иные промыслы.
Вследствие этого промышленность, торговля и города не имели условий развития, даже тогда, когда государство пыталось проводить поощрительную политику. Вплоть до правления Екатерины II промышленность и торговля находились буквально в зачаточном состоянии. Между тем в Европе в это время уже во всю шла промышленная революция.
На отношение общества к предпринимательству оказывают влияние и некоторые черты российского менталитета.
Как же относится к людям богатым сегодняшний среднестатистический россиянин? По данным, приведенным ROMIR monitoring, 50,3% опрошенных совершенно согласны с тем, что у богатых надо изъять "неправедно нажитые состояния". 49,5% опрошенных полагают, что необходимо отменить итоги приватизации, проведенной в России с нарушением закона. Однако за полное возвращение государству всей приватизированной собственности, за национализацию, высказываются 37% опрошенных. Еще 31% придерживаются того взгляда, что пересмотр должен быть произведен в случаях доказанности нарушений закона при ее проведении. Пятая часть населения полагает, что вопрос о реприватизации поднимать вовсе не следует.
Немногие опрошенные полагают, что отобранные у «олигархов» богатства достанутся «народу» (10%) или «государству» как некоему положительному целому (24%). Большинство же не питает таких социалистических иллюзий и отвечают, что богатства эти перейдут в руки других «олигархов» (31%), чиновников, бюрократов (23%), преступных групп (18%) или просто утратят свою ценность (4%).
Таким образом, в общественном мнении продолжает доминировать негативная преднастроенность граждан к крупному бизнесу. Но сдвиги позиции общества в отношении бизнеса все-таки есть. И они напрямую связаны с экономическим ростом и улучшением социально-экономического положения населения. Но процесс этот неустойчив: положительная часть оценок связана с молодежью, лицами, имеющими более высокое образование и социальный статус. А вот прирост положительных оценок произошел за счет снижения доли экстремальных отрицательных настроений старших возрастных групп и лиц со средним образованием. За последние годы государство сделало достаточно много для стабилизации и некоторого улучшения положения именно этих социальных групп. Для молодежи и лиц с высшим образованием, напротив, — более характерен прирост отрицательных оценок. Это связано с определенным разочарованием именно этих слоев населения, недореализованностью их надежд и ожиданий в отношении своей социальной карьеры. Если данная тенденция продолжится, то в будущем это может иметь серьезные социальные последствия.