Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Социально - экономическая роль бизнеса
С начала реформ содействие самостоятельной занятости населения рассматривалось как один из приоритетов российской политики занятости. Постепенно термин "самозанятость" уступил место "бизнесу". Последние полтора десятилетия дают богатый эмпирический материал для осмысления факторов, способствующих и препятствующих развитию этого сектора экономики, а, следовательно, влияющих на его социальную роль.
Точную оценку масштабов предпринимательства дать трудно. Во первых, на начальном этапе своего существования "смертность" предприятий на столь велика, что статотчетность их практически не успевает отразить. Во-вторых, несовершенны критерии отнесения предприятий к сфере малого, среднего и крупного бизнеса, отсутствует единообразие используемых параметров. Например, малые предприятия в США (с численностью менее 500 человек) по европейским меркам являются средними. Среди российских малых предприятий преобладают малочисленные: среднее количество занятых - около 10 человек. Что касается масштабов отечественного бизнеса, то его оценка затрудняется тем, что значительное число субъектов находится "в тени".
Очевидно, что роль данного сектора в российской экономике (вклад в ВВП) значительно меньше, чем в странах ОЭСР, где налицо тенденция к расширении малого и среднего бизнеса (об этом говорит хотя бы тот факт, что количество возникающих фирм превышает количество разоряющихся). У нас бум предпринимательства пришелся на первую половину 90-х годов, достигнув своего пика в 1995 г., когда насчитывалось только малых предприятий - 877,3 тыс., на которых трудилось 8,5 млн. человек (почти 12% занятых в экономике), а с учетом вторичной занятости - 15,2 млн. В дальнейшем число предприятий не увеличивалось, а в отдельные годы - сокращалось. Достаточно стабильной остается численность занятых индивидуальной трудовой деятельностью - около 4 млн. В 2005 г. в российской экономике насчитывалось 953,1 тыс. малых предприятий, чей вклад в ВВП составил 10%, а количество занятых на них – около 9 млн. человек, что составляет 17 % численности всех наемных работников.
Число постоянных рабочих мест на малых предприятиях выросло по сравнению с 2003 годом на 382 тыс. человек. При этом удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых повысился до 16%. Вклад предпринимательства в обеспечение занятости увеличивается во всех федеральных округах: в наибольшей степени – Приволжском и Дальневосточном – на 19,2% и 7,4% соответственно; в наименьшей – в Центральном. В условиях кризиса данные, приведенные выше, подверглись изменениям в результате сокращений рабочих мест и ликвидации предприятий, особенно в сфере малого и среднего бизнеса.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Шохин Александр Николаевич приводит свое мнение по вопросу социльно-экономической ответственности бизнеса в нашей стране: «Мы, представители делового сообщества, видим свою общественную миссию в обеспечении устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека».
Бизнес все активнее проявляет свою социальную ответственность. Участие в социальных проектах не только положительно влияет на имидж компании, но и оказывает существенное влияние на рост репутационного капитала. В последнее время все чаще компании стали предоставлять корпоративную нефинансовую отчетность, рассказывая, в том числе, о разовых акциях, целевых социальных программах. В России пока не существует единого стандарта социальной отчетности. В 2004 году была принята Социальная хартия российского бизнеса, которая может служить общим ориентиром. Для реализации Социальной хартии целесообразно использовать систему базовых индикаторов результативности деятельности компаний. Ее разработал РСПП в помощь компаниям при подготовке нефинансовых отчетов. Данные индикаторы и соответствующие им показатели экономической, социальной и экологической результативности отвечают международным рекомендациям и, одновременно с этим, адаптированы к российской системе учета и законодательства.