Заключение

При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, обязательные практически для всех областей коммерческой дея­тельности, для разных предприятий и организаций, опора на ко­торые необходима для того, чтобы своевременно подготовиться к возможным неожиданностям и устранить потенциальные труднос­ти, опасности и тем самым уменьшить риск в достижении постав­ленных целей. Планомерная разработка стратегии и тактики про­изводственно-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшей задачей для любого бизнеса.

В рыночной экономике бизнес-план является исключительно эффективным рабочим инструментом как для вновь создаваемых, так и для действующих компаний во всех сферах предпринима­тельства. Он побуждает к тщательному изучению сла­бых мест; пробелов, их устранению, использованию резервов.

В плане оценивается перспективная ситуация как внутри ор­ганизации, так и вне ее. Он объективно необходим руководству организации для ориентации в условиях акционерной собственнос­ти, поскольку именно при помощи бизнес-плана управляющие принимают решение об эмиссии акций и использовании эмиссион­ного дохода. Бизнес-план используется и при обосновании меро­приятий по совершенствованию и развитию организационной структуры фирмы, в частности, для обоснования уровня центра­лизации управления и ответственности сотрудников. Данный план помогает и координации деятельности партнеров, связанных коо­перированием и изготовлением одинаковых и взаимодополняющих продуктов.

Но не следует рассматривать уже составленный бизнес-план как образец. В условиях нашей экономики может быть потеряна актуальность конкретной разработки в силу использования жестко зафиксированных параметров, утративших свою информатив­ность. Бизнес-планирование позволяет готовить новые варианты поведения бизнеса на основе проанализированных сценариев. При этом бизнес-план открывает возможность отслеживать ситуацию за любой промежуток времени.

Вместе с тем на практике далеко не всегда используются необходимые меры по совершенствованию и повышению роли бизнес-планирования в экономической деятельности предприятий.

Этому могли способствовать:

1. Более тщательная разработка и осуществление маркетинговых мероприятий по исследованию рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

2. Разработка и использование конкретных направлений деятельности предприятия, его основных целей, адекватных требованиям рынка и его перспективам;

3. Объяснение соответствия подготовленности персонала предприятия постоянно возрастающим требованиям;

4. Привлечение к реализации планов бизнеса партнеров, которые способны вложить в него собственный капитал или имеющуюся у них технологию;

5. Усиление влияния в условиях динамизма рынка, изменений в законодательстве, проблемам адаптации персонала, продукции в целом, анализе возможных рисков, их нейтрализации, страхованию;

6. Использованию положительного отечественного и зарубежного опыта, идей бизнес-планирования, результатов работы бизнес-инкубаторов, новых возможностей, складывающихся в российском бизнесе.