Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Первоначальное накопление капитала. закон первоначального накопления.
Мы уже затрагивали проблему зарождения капиталистической системы хозяйствования. Данный процесс стоит изучить более углубленно и тщательно, это даст нам возможность правильнее понять по каким причинам и по каким законам в человеческой экономической истории одна экономическая формация с неотвратимой неизбежностью приходит на смену другой. Такая смена экономических систем не происходит мгновенно. Это довольно длительный и временами очень болезненный процесс, сопровождающийся политическим и социальными коллизиями, потрясениями, иногда, глобального мирового масштаба, меняющими судьбы целых стран и континентов. Эти события оставляют настолько глубокий след в человеческой истории, что игнорировать их нельзя и невозможно. Знание о том, как происходит процесс смены одного способа производства другим, поможет будущим поколениями прогнозировать социальные и политические изменения, поможет к ним подготовиться, а, может быть, даже даст возможность избежать или корректировать самые пагубные из них. Данная проблематика была широко изучена Карлом Марксом в его гениальном «Капитале», где он посвятил ей девятнадцатую главу.
Прежде всего, при изучении этого вопроса, следует особое внимание уделять тем экономическим процессам, которые предшествуют этому самому переходу, происходят в период первоначального накопления капитала, тем, которыми это первоначальное накопление завершается. Следует выявить, является ли процесс первоначального накопления одной из закономерностей экономического развития человеческого общества, что является причиной и следствием этой закономерности, какие особые и специфические экономические законы действуют в этот не простой период.
К.Маркс начинал свое исследование с той доктрины, что накопление капитала предполагает наличие прибавочной стоимости, а прибавочная стоимость предполагает наличие капиталистического способа производства, а последнее невозможно без значительных масс капитала и рабочей силы в руках товаропроизводителей. «Таким образом, все это движение вращается, по-видимому, в порочном кругу, из которого мы не можем выбраться иначе, как, предположив, что капиталистическому накоплению предшествовало накопление «первоначальное» (“previous accumulation” по Адаму Смиту), - накопление, являющееся не результатом капиталистического способа производства, а его исходным пунктом».[65] Действительно, капиталистическое производство невозможно без разделения на рынке средств производства и человеческого труда. Мы это уже рассматривали в предыдущих главах. Капиталистический способ производства предполагает наличие на рынке двух равноправных и свободных хозяйствующих субъектов – класса капиталистов, обладающих собственностью на средства производства и класса свободных рабочих, свободных не только юридически, но и свободных, в том числе, и от собственности на средства производства. Эти два основополагающих экономических фактора капиталистического способа производства должны были пройти через особый процесс, в течение которого в руках одних концентрировались бы средства производства в огромных масштабах, а другие бы получили гражданские права и свободы, но лишились бы, при этом, собственности на средства производства. Вполне понятно, что капиталистическое производство невозможно само по себе без отделения средства производства от человеческого труда, и этот процесс разделения этих двух факторов друг от друга и есть процесс первоначального накопления капитала. «Это первоначальное накопление играет в политической экономии приблизительно такую же роль, как грехопадение в теологии: Адам вкусил от яблока, и вместе с тем в род человеческий вошел грех».[66]