Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Равновесие спроса и предложения. Стоимость.
Теперь, после того как мы изучили влияние на цену факторов спроса и предложения по отдельности, есть необходимость проанализировать действие этих факторов в совокупности, во взаимодействии друг с другом.
Самуэльсон пишет, что взаимодействие друг на друга спроса и предложения приводит к рыночному равновесию. Рыночное равновесие – есть результат действия на цену товара факторов спроса и предложения. Исходя их положения, что известен спрос и известно предложение, он простым совмещением их кривых устанавливает какой должна быть цена товара. «Уравновешивающая рыночная цена находится в той точке, где спрос равен предложению».[33]
Рис. 18. График рыночного равновесия
Точка равновесия
Если цена товара будет выше точки равновесия, находящейся на графике (рис.18) на уровне, соответствующем 2 долларам, то продавцы не смогут продать весь объем своих товаров, и конкуренция между ними будет давить на понижение цены, что показано на графике стрелкой. Если же цена будет ниже 2 долларов, то спрос на товар не будет полностью удовлетворен и давление конкуренции между потребителями заставит цену подняться до уровня 2 доллара, что также показано на графике стрелкой.
Попытаемся совместить графики экономических мотиваторов потребителей и продавцов.
Здесь мы увидим тот же результат - точка равновесия мотиваторов находится в точке, равной 2 доллара. Если цена поднимется выше точки равновесия, то экономические мотиваторы продавцов не получат полного удовлетворения и цена под воздействием конкуренции между продавцами опустится до необходимого уровня в 2 доллара. Если же цена опустится ниже 2-х долларов, то продавцы не смогут удовлетворить экономические мотиваторы покупателей в полной мере, и конкуренция между потребителями приведет неизбежно к повышению цены до 2-х долларов.
Рис. 19. График рыночного равновесия мотиваторов
Возникает справедливый вопрос: «Что же это за цена такая - 2 доллара, если вокруг нее вертится спрос и предложение? Что обусловливает эту цену?» Сторонник теории предельной полезности, к которым относится и П.Самуэльсон, ответили бы на этот вопрос слишком примитивно, дескать, это точка пересечения кривых спроса и предложения. Но это не есть исчерпывающий и корректный ответ! Это только то, что лежит на поверхности и не раскрывает тайного смысла этой загадочной величины. Почему именно 2 доллара, а не 1 или 3? На этот вопрос сторонники теории предельной полезности ответ никогда дать не смогут. Для того чтобы дать компетентный ответ на этот вопрос нам надо вернуться к нашей формуле цены . В ситуации равновесия коэффициент ратификации φ равен единице, так как спрос равен предложению, а значит, и суммы экономических мотиваторов продавцов и потребителей равны между собой. Это условие не вызывает сомнений. А это означает, что , т.е. цена товара в ситуации рыночного равновесия есть не что иное, как денежное выражение трудовой стоимости товара. Таким образом, для нашего примера 2 доллара – это есть трудовая стоимость товара, т.е. денежный эквивалент содержащегося в товаре труда, затраченного на его производство и доставку на рынок. Это есть именно трудовая стоимость, а не предельная полезность, вопреки тому, как это утверждает П.Самуэльсон.