Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Анализ спроса.
Большинство экономистов считает, что спрос на товар – это сумма количеств данного товара, которую хотели бы приобрести потребители по данной цене. Практически во всех учебниках по экономике мы столкнемся со следующим определением спроса: «Спрос – это намерение покупателей приобрести товар или услугу, подкрепленное денежной возможностью. Величина спроса означает количество товара, которое хотят и (главное) могут приобрести покупатели именно по этой цене и именно в это время. Спрос, таким образом, зависит от цены, доходов потребителей, цен на товар конкурентов и т.д.».[31] Такая трактовка этой важной экономической категории значительно упрощает проблему и не является корректной. Об этом мы и говорили в предыдущей главе. Может возникнуть впечатление, что спрос – это величина непостоянная и подверженная значительным колебаниям вверх и вниз. В действительности же, спрос – это сумма экономических мотиваторов покупателей, или, иначе говоря, потребителей, который они проявляют при покупке какого-то определенного товара по некоей величине W, способной возместить издержки на его изготовление и доставке на рынок, т.е. по его стоимости. Правильность такой трактовки мы отстаивали в предыдущей главе. Спрос – явление довольно консервативное и стабильное, имеющее способность длительное время сохранять в постоянстве свою величину. Величина спроса может измениться только лишь по двум причинам: Во-первых, вследствие изменения стоимости товара, когда падение стоимости вызывает увеличение количества имеющих возможность заплатить за данный товар новую сниженную стоимость и, соответственно, расширяется круг потребителей и возрастает сумма их экономических мотиваторов. Рост же стоимости товара вызывает обратный эффект. Спрос, соответственно понижается. Во-вторых, спрос может измениться вследствие изменения психологической или общей полезности самого товара. Выявление новых свойств товара, реальных или мнимых, стимулирует повышение психологической значимости потребности, удовлетворяемой с помощью данного товара, а это, в свою очередь, повышает силу экономических мотиваторов отдельных потребителей, и, кроме того, вовлекает новых людей в круг потребителей, что суммарно увеличивает сумму экономических мотиваторов, а значит и величину спроса. И, напротив, со временем, с моральным устареванием, товара или с появлением новых его аналогов или заменителей, значимость удовлетворяемой потребности может упасть, что вызовет неминуемое падение величины спроса на товар.
Влияние спроса на цену товаров было замечено очень давно, и на данную тему было написано множество публикаций, лучшие из которых, на мой взгляд, сконцентрированы в книге американского экономиста Пола Самуэльсона «Экономика». Данная книга содержит анализ известных исследований крупнейших экономистов, таких как: Джон Кейнс, Альфред Маршалл, Джеймс Милль, Адам Смит, Давид Риккардо и многих других.
Одним из основных мест в этой книге, которое касается исследуемой нами проблемы, является глава об исследовании теории эластичности спроса. С давних пор замечено, что изменение цены на товар неизбежно вызывает изменение в объеме продаж данного товара. Повышение цены вызывает падение объемов продаж и наоборот. Однако, было еще замечено, что разные товары имеют разную степень реакции объемов реализации на изменение цен, т.е. процент увеличения или уменьшения цены не вызывает у различного рода товаров одинакового процента колебания в количестве проданных единиц. Кроме того, изменение цены на 1% не всегда вызывает изменения количеств проданного товара тоже на 1%. Поэтому, для изучения всех этих различий в реакции объемов реализации на изменение цены и было введено понятие эластичности спроса. В своей книге Самуэльсон вводит такие понятия как эластичность, неэластичность и единичная эластичность. Под этими терминами подразумеваются некоторые математические свойства функции спроса. Например, эластичность характерна тем, что каждый один процент снижения цены влечет за собой более чем один процент увеличения объемов продаж. Неэластичность же, характерна тем, что каждый процент снижения цены в результате приводит к увеличению объема продаж менее чем на один процент. Единичная эластичность – это ситуация, которая характерна тем, что один процент снижения цены влечет за собой ровно один процент увеличения количества проданных товаров. Самуэльсон дает так же принцип вычисления эластичности, введя в обращение термин коэффициент эластичности E. Этот коэффициент равен отношению процента роста количества проданных товаров к проценту снижения цены, т.е.