Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Структурные особенности и основные характеристики федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»
Вместе с тем расходы федерального бюджета на 2004 год по финансированию финансовой помощи регионам предусмотрены со снижением в реальном выражении на 4,8 % (номинальный темп роста 104,5 %) по сравнению с утвержденным в 2003 году уровнем. Снижение в реальном выражении по сравнению с уровнем 2003 года проектируется в законопроекте также по разделам расходов федерального бюджета «Транспорт, связь и информатика» - на 16,6 %, «Дорожное хозяйство» - на 8,9 %, «Промышленность, энергетика и строительство» - на 4.3 %, «Сельское хозяйство и рыболовство» - на 6.5 %.
В структуре непроцентных расходов федерального бюджета без учета ЕСН в 2004 году 39,7 % (37,5 % в 2003 году) составляют расходы на обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, включая расходы на военную реформу, финансирование социальной сферы и науки - 21,3 % (21,2 % в 2003 году), финансовая помощь регионам -16,1 % (17,5 %) и государственная поддержка отдельных секторов и отраслей экономики -9,5% (10,6%).
Важной особенностью федерального бюджета на 2004 год является то, что при погашении государственного долга в объеме 430,9 млрд. рублей рефинансирование государственного долга за счет новых государственных заимствований составляет 365,5 млрд. рублей, из которых привлечение займов на внутреннем финансовом рынке - 258,9 млрд. рублей и государственные внешние заимствования -106,6 млрд. рублей.
Сальдо расходной и доходной частей (сбалансированность бюджета)
Профицит федерального бюджета в 2004 году предусматривается в объеме 83,4 млрд. рублей, или 0,5% ВВП, что несколько выше утвержденного уровня профицита федерального бюджета на 2003 год (72,2 млрд. рублей, или 0.6% ВВП), однако значительно ниже его ожидаемого объема (158,1 млрд. рублей, или 1,2% ВВП) в текущем году. Федеральный бюджет РФ построен на том, что доходная часть федерального бюджета базируется на оценке среднегодовой мировой цены на нефть марки URALS на уровне 22,0 доллара США за баррель. В случае снижения мировых цен на нефть до уровня 20,0 доллара США за баррель представленная конструкция федерального бюджета на 2004 год не будет сбалансирована по доходам и расходам.
В соответствии со статьей 1 законопроекта превышение доходов над расходами в сумме 83,4 млрд. рублей предусмотрено направить в 2004 году на образование Стабилизационного фонда Российской Федерации. Предлагаемый механизм образования и использования Стабилизационного фонда представлен в проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации». Согласно предложенным изменениям Бюджетного кодекса Российской Федерации Стабилизационный фонд создается в целях снижения зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры и представляет собой резерв денежных средств, накапливаемых на специальном счете по учету средств федерального бюджета. Использование Стабилизационного фонда предусматривается исключительно в целях финансирования дефицита федерального бюджета при снижении фактической или прогнозной цены на нефть марки URALS ниже базовой цены (20,0 доллара США за баррель). При снижении цен на нефть ниже базового уровня (20,0 доллара США за баррель) предусматривается финансирование дефицита федерального бюджета за счет средств Стабилизационного фонда.
Председатель Счетной палаты России Сергей Степашин считает[8], что скрытые резервы увеличения доходной базы федерального бюджета-2004 заложены в совершенствовании налогового и таможенного администрирования. Необходимо также, по мнению главы СП РФ, усилить контроль за поступлением доходов от сдачи в аренду госсобственности, активизировать работу по погашению бюджетных кредитов и ссуд.
Есть резервы и в повышении прозрачности операций по управлению государственным долгом. Одним из реальных факторов повышения экономического роста, по словам Степашина, является реформа межбюджетных отношений.
[1] Горбунова О. Н., Селюков А. Д., Другова Ю. В. Бюджетное право России. – М. ООО «ТК Велби», 2002. С. 51
[2] Худяков А. И., Бродский М. Н., Бродский М. Г. Основы налогообложения. Учебное пособие (серия «Право и экономика». – СПб: Издательство «Европейский Дом», 2002. С. 182 – 188
[3]п. 4 ст. 92 Бюджетного кодекса Российской Федерации
[4] Особенности роста национальной экономики / Информационно-аналитический бюллетень Фонда «Бюро экономического анализа». - март 2002. - № 29
[5] Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №7 (67) 2003
[6] А.М.Трофимов, консультант отдела экономического анализа Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации «О расходах федерального бюджета на 2002 год и использовании профицита»