Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Структурные особенности и основные характеристики федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»
В 2004 году проектируется существенное увеличение поступлений в доходы федерального бюджета по налогам на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции - на 58,5 % к утвержденному в 2003 году уровню. При этом рост ввозных таможенных пошлин в 2004 году предусматривается соответственно на 20,1 %, а рост вывозных таможенных пошлин - на 89,6 %. В связи с отменой акциза на газ и передачей акциза на алкогольную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации поступление акцизов по подакцизным товарам и отдельным видам минерального сырья проектируется в федеральном бюджете на 2004 год со значительным снижением к утвержденному в 2003 году уровню - на 58,6 %.
Неналоговые доходы федерального бюджета в 2004 году предусмотрены в объеме 219,2 млрд. рублей, что на 50,4 % выше утвержденного в 2003 году уровня и на 43,8 % - их ожидаемого поступления в текущем году. Доля неналоговых доходов в объеме доходов федерального бюджета увеличивается с 6 % в 2003 году до 8 % в 2004 году. Рост неналоговых доходов федерального бюджета на 2004 год предусматривается за счет поступлений доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, - на 82,5 млрд. рублей к утвержденному в 2003 году уровню (на 62,9 млрд. рублей к ожидаемому в текущем году). Вместе с тем увеличение неналоговых доходов в значительной мере связано с изменением методики учета средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, по отдельным ведомствам и соответствующим отражением указанных средств в доходах и ведомственных расходах федерального бюджета (МВД России, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Минэкономразвития России и Гохрана России). Это повлияло на изменение прогнозируемого на 2004 год объема неналоговых доходов в сторону его увеличения на 18,1 % от общей суммы неналоговых доходов на 2004 год.
Расходная часть
Расходы федерального бюджета на 2004 год в сумме 2 659,4 млрд. рублей составят 17,4 % от ВВП. В структуре расходов федерального бюджета на 2004 год процентные расходы занимают 10.8 %, непроцентные расходы - 89,2 %, непроцентные расходы (без учета ЕСН) - 72,7 %, расходы в части взаимоотношений с бюджетами государственных внебюджетных фондов (за счет поступлений ЕСН) - 16,5 %, расходы целевых бюджетных фондов - 0,5 % (приложение № 6).
Расходы федерального бюджета на 2004 год в части его взаимоотношений с бюджетами государственных внебюджетных фондов (за счет поступлений ЕСН) предусматриваются в размере 438,2 млрд. рублей, или 2,9 % от прогнозируемого объема ВВП. Доля указанных расходов федерального бюджета в ВВП в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличивается на 0,06 процентного пункта. Темп роста расходов в части взаимоотношений с бюджетами государственных внебюджетных фондов в 2004 году по сравнению с утвержденным в 2003 году показателем составляет 119,8 % в номинальном выражении.
Процентные расходы федерального бюджета на 2004 год снижаются в реальном выражении на 5,6 % по сравнению с утвержденным уровнем 2003 года и проектируются в сумме 287,6 млрд. рублей. Доля процентных расходов в структуре расходов федерального бюджета без учета ЕСН в 2004 году снижается по сравнению с 2003 годом с 14 % до 12.9 %.
Непроцентные расходы федерального бюджета (без учета ЕСН) проектируются на 2004 год в сумме 1 933,7 млрд. рублей. Важной особенностью федерального бюджета на 2004 год является ограничение объема непроцентных расходов федерального бюджета (без учета ЕСН) в реальном выражении на уровне ожидаемой их оценки за 2003 год. При этом в 2004 году предусмотрено снижение доли непроцентных расходов без учета ЕСН в ВВП до уровня 12,6 % по сравнению с 13 % в утвержденном бюджете 2003 года и 13.3 %, по ожидаемой оценке 2003 года.
Динамика непроцентных расходов федерального бюджета в 2004 году отражает приоритеты бюджетной политики в отношении финансирования судебной власти - темп роста в реальном выражении 118,8 % (номинальный темп роста - 130,5 %), правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства - 115,5 % (126,9 %), национальной обороны - 108,8 % (119,4 %), предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий - 112,8 % (123,8 %), мобилизационной подготовки - в 2 раза (2,2 раза) и государственного управления -105,3 % (115,6 %). Предусмотрено увеличение финансирования расходов федерального бюджета по разделам «Здравоохранение и физическая культура» на 11,6 % (22,5 %), «Образование» - на 9,8 % (20,6 %), «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» - на 4,7 % (14,9 %).