Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Нормирование оборотных средств
Производственные запасы включают такие элементы, как сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
Нижеприведенная методика нормирования аналогична почти для всех элементов производственных запасов. Некоторые особенности имеет нормирование запасов запасных частей и тары.
Нормирование оборотных средств начинается с разработки минимально необходимых норм запаса по отдельным видам товарно-материальных ценностей, необходимых для осуществления производственной деятельности. Норма запаса в днях по отдельным видам сырья слагается из следующих элементов:
- времени нахождения оплаченного сырья в пути (транспортный запас);
- времени, необходимого для выгрузки, приемки, складирования поступившего сырья и подготовки его к производству (подготовительный запас);
- времени нахождения сырья на складе в качестве складского запаса (текущий запас);
- времени нахождения сырья на складе в виде страхового запаса (гарантийный запас).
Транспортный запас необходим потому, что время движения платежных документов и грузов не совпадает. Его величина рассчитывается прямым и аналитическим методами. Метод прямого счета применяется при незначительной номенклатуре расходуемых материальных ресурсов, поступающих от ограниченного числа поставщиков. В случае, если поставщик находится на далеком расстоянии, платежные документы на сырье прибывают и оплачиваются предприятием раньше, чем поступает груз. Поэтому размер транспортного запаса равен времени разрыва между оплатой счета и поступлением сырья на предприятие.
При большом числе поставщиков и значительной номенклатуре потребляемых ресурсов норма транспортного запаса определяется аналитическим методом. Для этого из данных бухгалтерского учета за прошлый год берутся остатки товарно-материальных ценностей в пути на начало каждого квартала за минусом стоимости ресурсов, задержавшихся в пути сверх установленных сроков.
Средний остаток оплаченных материальных ценностей в пути определяется по формуле:
ОС1 + ОС2 + ОС3 + ОС4
ОСср = ,
4
где ОСср - средний остаток оплаченных материальных ценностей в пути;
ОС1-ОС4 - остатки оплаченных материальных ценностей в пути на начало
квартала за отчетный период;
4 - количество принятых к расчету квартальных остатков.
На основе исчисленного среднего остатка материальных ценностей в пути находится фактическое время пребывания средств в транспортном запасе по формуле:
ОСср
П = ,
Зр
где П - продолжительность нахождения товарно-материальных ценностей в
пути в днях;
Зр - однодневный расход товарно-материальных ценностей по смете
затрат на производство отчетного периода.
Если же материальные ресурсы поступают к потребителю раньше, чем производится оплата за них, транспортный запас не определяется.
Время, необходимое для приемки, разгрузки, сортировки, складирования и лабораторного анализа сырья, определяется путем хронометража этих работ на предприятии или на основе отчетных данных за предшествующий период. Чтобы сократить время разгрузки и складирования материалов, необходимо производить эти работы непрерывно, наиболее полно используя разгрузочные механизмы и внутризаводской транспорт.
Если полученные от поставщиков материалы не могут быть сразу пущены в производство, а требуют предварительной подготовки, то норма подготовительного запаса будет включать время, необходимое для этих операций.
Текущий складской запас определяется в зависимости от частоты поставок: чем чаще прибывают сырье и основные материалы на склад предприятия, тем меньше должен быть текущий складской запас. Интервалы между поставками устанавливаются на основе договора или исходя из фактических данных за истекшие один-два года. При этом разовые нетипичные поставки сырья и материалов при расчете длительности интервалов не учитываются. Следует иметь в виду, что у предприятия запасы одних видов сырья и материалов могут быть максимальными в день получения очередной партии, а запасы других видов сырья и материалов снизятся до минимальных размеров. В связи с этим текущий складской запас сырья и материалов в днях рекомендуется принимать в размере 50%-ной продолжительности интервала между двумя смежными поставками. На предприятиях, где потребляется ограниченное число видов сырья и основных материалов и поступают они от одного или двух поставщиков, текущий складской запас может устанавливаться в размере 100%-ной продолжительности интервала между смежными поставками.