Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Функции цен
Цены выполняют функции, которые характеризуют их роль в экономике:
Измерительная функция определяет стоимость товара. Благодаря цене можно определить количество денег, которое покупатель дожжен уплатить, а продавец получить за товар.
Учетная. Суть этой функции заключается в том, что цена является денежным выражении стоимости и показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена определяет сколько затрачено сырья, труда, материалов на производство товара, а также уровень прибыли.
Социальная. С ценами и их изменениями связаны расходы, уровень жизни, объем потребления благ и услуг, прожиточный минимум, потребительский бюджет.
Распределительная. Государство через ценообразование осуществляет перераспределение социального дохода между отраслями экономики, государственными и другими секторами, предприятиями, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Например, высокие цены на товары. Не являющиеся первой необходимостью, позволяют устанавливать более низкие цены на социально значимые продукты.
Внешнеэкономическая. Цены выступают в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей и взаимных расчетов между странами.
Стимулирующая. Стимулирует повышение эффективности производства, увеличение выпуска продукции и спроса на нее, повышение ее качества, внедрение новых технологий, снижение издержек производства.
Регулирующая - уравновешивает спрос и предложение. Если спрос превышает предложение, то возникает дефицит товара и цены повышаются, достигая точки равновесия. И наоборот, если предложение превышает спрос, то возникает перепроизводство и цены снижаются.
Информационная. Проявляется в распространении важных оперативных сведений. Цена на товар служит информацией о конъюнктуре рынка, а также характеризует затраты на производство и реализацию продукции. Данная функция отражает внутреннее содержание цены, для которого характерно переплетение рыночного и государственного начала в цене. С одной стороны, цена формируется в зависимости от рыночной конъюнктуры, а с другой не одна цена не может быть свободна от государственного влияния.
Соизмерительная функция сопоставляет ценности разных товаров. Сравнивая цены, существует возможность различать более или мене дорогие товары. Если цена отражает качество, то благодаря ней удается различать лучшие и худшие товары, редкие и распространенные блага.
В рыночной экономике цены играют в основном роль рыночных регуляторов. Величина цены зависит от спроса, предложения и денежного обращения. Нарушение экономических законов, установление в административном порядке желаемых низких цен побуждает экономику реагировать на подобные действия дефицитом, инфляцией, спекуляцией, социальной несправедливостью.
Тем не менее, и в условиях рыночной экономики не удается избежать регулирующего воздействия государства на цены, приходится использовать ценовой механизм, включающий элементы государственного вмешательства в процессе ценообразования.