Реформирование отношений собственности в переходной экономике России.

По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1.06.1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%.

С 1 июля 1994 г. был объявлен третий –

денежный этап приватизации. Его основным содержа­нием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. При этом преследовалась основная цель - способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "страте­гических" инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств:

· 75% предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не собирались продавать свою долю какому-то другому лицу.

· Большое количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство.

· Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.

Четвертым этапом приватизации стали залоговые аукционы. Государство, для покрытия дефицита госу­дарственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что госу­дарство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не ре­зервирует средства на возвращение кредитов.

В чем состояли основные особенности процесса приватиза­ции в России?

1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику фи­нансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собствен­ности.

2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, свя­занные с перераспределением прав собственности. В результате российская мо­дель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

3. Приоритет социально-политических целей над экономическими.

Рос­сийская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном ас­пектах, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государст­венных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе опто­вых цен 80-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватиза­ции, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтере­сованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государст­венных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации.

4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала.

Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собст­венников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредо­точием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от ре­ального государственного имущества основной массы населения.

Реальные результаты приватизации состояли в массовом (в количествен­ном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс был в 1992-1994 гг. В результате приватизации изменилась струк­тура собственности. В количественных оценках она выглядела в 1995г. следую­щим образом. (Таблица 1).

Таблица 1

- Доля предприятий в государственном и частном секторах экономики России

Госсектор, %

Частный сектор, %

Легкая промышленность

41

59

Пищевая промышленность

43

57

Строительство

52

48

Промышленность стройматериалов

41

59

Автотранспорт и авто ремонт

52

48

Торговля оптовая

45

55

Торговля розничная

33

67

Общепит

44

56

Бытовое обслуживание

35

65

Прочее

68

32

В среднем по России

49, 5

50, 5

Перейти на страницу: 1 2 3