Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Место «электронного» бизнеса в национальной экономике.
Сеть Интернет, разработанная военными и учеными США на рубеже 60 и 70 гг., стала доступна рядовым пользователям во всем мире лишь в 1995 году. Тем не менее, за этот короткий промежуток времени эта сеть стала популярной не только среди простых пользователей персональных компьютеров, но и среди разного рода коммерческих структур. И это не удивительно – роль Интернета трудно переоценить. Сейчас Интернет является открытой сетью, которую можно использовать как канал для проведения сделок и продажи товаров и услуг.
Использование открытой сети рискованно и где-то даже опасно, так как нелегко защищать конфиденциальную информацию. С другой стороны следствием открытости является дешевизна использования этой сети и ее доступность, а это тоже немаловажный фактор для коммерческих структур, имеющих дело с большим количеством конкурентов. Таким образом, за 10 лет своего существования Интернет вырос из модной игрушки до серьезного бизнес-инструмента.
Многие отождествляют понятие электронного бизнеса с совершением покупок через Интернет. Но это разные понятия. Электронный бизнес – это любая сделка, совершенная посредством связанных между собой компьютеров (не обязательно при помощи Интернет), по завершению которой происходит передача прав собственности товаром или права пользования услугой. Электронный бизнес существует уже более 30 лет, первые же розничные продажи через Интернет начались лишь в 1995 г. Таким образом, покупки через Интернет – это лишь часть электронного бизнеса.
В настоящее время в Интернет представлено главным образом два сектора электронного бизнеса:
· сделки между деловыми партнерами;
· сделки между продавцом и конечным потребителем.
В принципе возможны и другие формы электронного бизнеса – индивидуум-государство, предприятие-государство, индивидуум-индивидуум и прочие. Тем не менее, часто рассматриваются лишь две первые модели, так как первая занимает на рынке около 85% денежного оборота, вторая – чуть менее 15%. Причем в эти 15% входит не только совершение покупок через Интернет, но и различные банковские операции, которые пользователи проводят не выходя из дома, страхование и пр.
Итак, мы четко разделяем понятие электронной торговли и электронного бизнеса. Второе понятие значительно шире и включает в себя:
· продажи товаров;
· финансовый анализ;
· различные платежи;
· поиск работы и рабочей силы;
· поддержка клиентов и партнеров;
· реклама и прочее.
Электронный бизнес имеет значительный потенциал для роста. Наиболее многообещающими областями Интернет-экономики являются:
· рекламная деятельность
· домашние банковские операции
· продажа программного обеспечения и книг
· доставка товаров
· оффшорное программирование
· дистанционное образование.
По сути, в данный момент мы находимся в только самом начале новой эры экономики, которую экономисты называют Интерет-экономика или «экономика цифрового мира».
Говоря об электронном бизнесе в России, можно найти массу причин, которые осложняют развитие этой перспективной отрасли экономики:
· Небольшое количество пользователей сети (не менее 15%, а у нас 6 млн.).
· Скорость и качество каналов связи в Интернет.
· Средний пользователь Интернет отличается от среднестатистического жителя России.
· Низкая платежеспособность населения (книги, кассеты, мелочевка).
· Явный недостаток профессиональных специалистов в этой области.
· Недоверие покупателей и торговцев к отечественной банковской системе.
· Отсутствие правового регулирования.
О каждой из этой проблем можно весьма долго дискутировать. Однако одной из главных проблем на сегодняшний день видится именно правовой аспект. Именно он является основным сдерживающим фактором Интернет-экономики.
Совершение сделок через Интернет в первую очередь требует правового регулирования передачи и обмена данными. В настоящее время в нашей стране суд не принимает к рассмотрению электронные документы как доказательства доброй воли обоих участников сделки. Следовательно, необходимо определить процедуру подтверждения достоверности или подлинности таких документов. Эта проблема тесно связана с таким понятием как электронная подпись. В США и Германии в законах уже обозначено такое понятие, и юристы этих стран весьма смело таким понятием оперируют.