Сущность эластичности спроса

Опыт функционирования рыночной экономики показывает, что степень зависимости объема спроса от конкретного фактора может быть разной. К тому же такая степень чувствительности редко бывает постоянной.

При определении степени зависимости объема спроса от состояния конкретного фактора в экономической теории используется понятие «эластичность». Данный термин позаимствован из физики, а в экономической теории отражает степень реагирования одной переменной величины на изменение другой.

Таким образом, эластичность измеряет силу влияния причины на результат (экономическое явление) [5, с. 71]:

Относительное изменение результата (%)

Эластичность = ——————————————————.

Относительное изменение причины (%)

(1.1)

Универсальным измерителем эластичности выступают процент или коэффициент. Показатель эластичности обычно показывает процентное изменение одной переменной величины (результата) при однопроцентном изменении значения причины.

Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса или предложения при изменении цены.

Основными факторами эластичности спроса по цене являются:

1.Наличие товаров-заменителей или товаров-субститутов.

При этом действует общее правило: чем больше у того или иного экономического блага полноценных заменителей, чем ближе они к нему по основным потребительским свойствам, тем эластичнее будет спрос по цене.

Дело в том, что при повышении цены спрос домашних хозяйств без особых затруднений может быть переключен на товары-заменители, которые сохранили прежние цены и оказались более дешевыми относительно исследуемого товара.

Следует также обратить внимание на то, что чем уже и точнее по потребительским свойствам определен товар, тем больше у него субститутов, тем выше эластичность спроса.

Обратим внимание и на то, что признавать или не признавать товар А и товар В товарами-субститутами – это определяют сами потребители.

Например, сыр за завтраком вполне может рассматриваться как субститут для ветчины, масла животного и т.д. Но если тот или иной покупатель предпочитает за завтраком все же иметь именной «трехслойный» бутерброд, включая сыр, ветчину и масло сливочное, то эти продукты уже выступают как товары сопутствующие или товары-комплементы. Тогда можно ожидать, что спрос на один товар (например, сыр) будет увеличивать спрос на другой товар.

2.Уровень доходов потребителей. Эластичность спроса на один и тот же товар у покупателей с разными уровнями доходов различна.

3.Удельный вес в доходе потребителя. Чем выше удельный вес данного товара в бюджете потребителя, тем эластичнее будет спрос на него.

4.Временной фактор. Спрос становится более эластичным с течением времени. Это объясняется, во-первых, тем, что повышение цены на товар (и соответствующее понижение величины спроса на него) побуждает производителей развивать производство товаров-субститутов, что требует определенного времени; а во-вторых, тем, что вкусы и предпочтения потребителей в целом довольно консервативны. Требуется значительный промежуток времени, чтобы они адаптировались к изменившимся условиям.

Сказанное, однако, не относится к товарам длительного пользования. Увеличение цен на автомобили приведет к тому, что многие отложат их покупку, и спрос значительно снизится. Однако по истечении определенного времени, когда приобретенные ранее машины станут изнашиваться и нуждаться в замене, спрос возрастет опять. В результате долгосрочное изменение спроса значительно ниже, чем краткосрочное.

Перейти на страницу: 1 2