Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Функции налогов
Каждый налог в отдельности и вся их совокупность выполняют фискальную, регулирующую, распределительную и стимулирующую функции. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Фискальная функция исходит к общественному существу налогов - изъятию части доходов от хозяйствующих субъектов, получающих их, передаче ее тем организациям, отраслям, которые не получают доходов или получают их в недостаточном количестве (медицина, образование, фундаментальная наука, оборона и др.), направление собранных средств на финансирование социальных программ и на другие цели.
Реализация этой основной функции налогов направлена на формирование доходных частей бюджетов различных уровней - государственного, региональных и местных, а также на пополнение внебюджетных фондов, необходимых для осуществления обособленных общественных функций (социальных, природоохранных и др.);
Регулирующая функция заключается:
- в установлении и поддержании эффективности действия системы налогообложения;
- определении налоговых ставок, их дифференциации;
- предоставлении налоговых льгот.
Регулирующая функция налогов широко применяется для стимулирования конкурентоспособности отраслей и поощрения социально полезной деятельности хозяйствующих субъектов. С этой целью им предоставляются различные налоговые льготы. С их помощью органами власти оказывается влияние на структурную политику и размещение производительных сил.
Изменяя налоговые ставки на доходы, можно увеличить или уменьшить стимулы для капиталовложений, а маневрируя косвенными налогами - регулировать фонд потребления и уровень цен.
Налогами можно стимулировать или ограничивать деловую активность, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику.
Одно из направлений проявления регулирующей функции налогообложения - регулирование внешнеторговых и внешнеэкономических отношений, в современных условиях это трансформируется в новую, интегрирующую функцию налогообложения. Ее появление обусловлено одной из наиболее характерных особенностей развития мирового хозяйства - усилением процессов взаимозависимости национальных экономик и многосторонней глобализацией. Налоги стали одним из средств формирования единого экономического пространства для государств, связанных региональными хозяйственными и политическими интересами.
Знание налоговой ситуации на европейском и мировом рынках приводит к тому, что, принимая во внимание современную открытость национальных экономик и свободу передвижения товаров и ресурсов, проблемы налогообложения какой-либо страны все чаще рассматриваются во взаимосвязи с налоговой политикой мирового сообщества.
Интегрирующая функция налогообложения проявляется в необходимости учета при разработке национальной налоговой политики таких внешних факторов, как налоговые ставки, применяемые государствами-партнерами, опыт и перспективные направления осуществления налоговых реформ за рубежом;