Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Анализ рентабельности организации
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями.
Относительными показателями является система показателей рентабельности.
В широком смысле слова понятие «рентабельность» означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным если результат от реализации продукции (работ, услуг) покрывает издержки производства и, кроме того, образует сумму прибыли достаточную для нормального функционирования предприятия.
Экономическая сущность предприятия может быть раскрыта только через характеристику системы показателей рентабельности. Общий смысл показателей рентабельности – это определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.
1. Коэффициенты рентабельности капитала.
1.1. Рентабельность всех активов (экономическая рентабельность)
Показывает сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости активов (1 руб.) не зависимо от источников привлечения средств.
ЧП — чистая прибыль.
Экономическая рентабельность может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличении стоимости активов, т.е. при ускорении оборачиваемости активов и, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти за счет роста рентабельности продаж.
1.2. Рентабельность собственного капитала.
Для предприятий работающих на правах акционерных компаний, основным показателем оценки стоимостной, доходности вложенных капиталов принято считать отношение чистой прибыли предприятия к собственному капиталу.
Этот показатель играет важную роль при оценке уровня котировки акций конкретной акционерной компании на бирже.
Разница между показателем рентабельности всех активов и собственного капитала обусловлена привлечением для финансирования заемных средств. Если данные средства приносят больше прибыли, чем уплата процентов на этот заемный капитал, то разница может быть использована для повышения отдачи уже собственного капитала.
2. Коэффициенты рентабельности видов деятельности.
2.1 Коэффициент общей рентабельности
Является наиболее общим показателем и рассчитывается, как отношение балансовой прибыли предприятия к сумме чистой выручки, продукции, работ, услуг, а также доходов от прочей реализации и внереализационных операций.
Этот показатель говорит, насколько эффективно и прибыльно предприятие ведет свою деятельность.
Аналогично рассчитывается коэффициент по чистой прибыли. Его значение будет ниже предыдущего, поскольку он отражает давление налогового пресса на доходы предприятия, разница между ними называется коэффициентом налогообложения прибыли.
2.2. Коэффициент рентабельности основной деятельности.
Определяется как отношение прибыли от реализации к затратам на производство продукции. Он отражает такое количество прибыли от реализации, которое получает предприятие на 1 руб. затраченных средств.
3. Коэффициенты рентабельности продаж.
3.1. Рентабельность реализованной продукции.
Показывает сколько получено прибыли (коп.) на 1 рубль реализованной продукции.
3.2 Коэффициенты рентабельности отдельных видов продукции
Данный показатель характеризует уровень прибыли на 1 рубль затраченных средств.
Рентабельность товарного выпуска отдельного изделия резко колеблется в результате различной материало- и трудоемкости их изготовления.
Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен и снижения затрат. Однако, эти способы временны и ненадежны в современных условиях.
Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям укрепления финансового состояния, состоит в том, чтобы увеличить производство и реализацию той продукции, необходимость которой определена путем изучения рыночной конъюнктуры.
Следует отметить, что факторам присуща отраслевая специфика, о которой не следует забывать, проводя анализ.