Конкуренция между компьютерными фирмами IBM и Microsoft.

В конце 1970-х - начале 1980-х компьютер сжался от размеров бегемота, занимающего целые комнаты, до сравнительно компактной и небольшой машины, которая могла бы поместиться на столе. Кроме этого, произошло достаточно резкое снижение стоимости самих компьютеров. Если до этого компьютеры были большими и дорогостоящими машинами и их могли позволить купить себе только крупные фирмы и университеты, то в начале 1980-х обладателем компьютера мог стать просто обеспеченный человек.

12 августа 1981года состоялось представление фирмой IBM своего Персонального Компьютера (PC) и во многом определило дальнейшую историю развития мирового рынка персональных компьютеров. Однако тогда не все было так однозначно. Персональный компьютер выглядел так (рисунок 1).

Представление фирмой IBM своего компьютера не сигнализировало начало технической или информационной революции. К тому времени было продано несколько сот тысяч персональных компьютеров "Apple-2", к которым было написано несколько тысяч программ, а большие компьютеры активно использовались крупными корпорациями и правительством уже добрый десяток лет.

Но все это не остановило IBM от выпуска Big Blue's PC (так звали этот персональный компьютер). И не напрасно. Только за первый год было продано 136,000 устройств.

Остальное - теперь уже достояние истории: через несколько лет компьютеры IBM стали доминировать на рынке персоналок, понятие "IBM-совместимые компьютеры" определило развитие рынка персональных ПК на два последующих десятилетия. Наконец, "айбиэмками" станут называть не только компьютеры фирмы IBM, но и любые совместимые с нею персоналки. В нашей же стране слово "айбиэмка" вообще станет синонимом понятия "персональный компьютер".

Но ведь, именно с именем IBM связан тот факт, что компьютер действительно сначала пришел на рабочие места, а затем и в дома простых людей (количество IBM-совместимых компьютеров растет экспоненциально). Например, мой компьютер - не Apple Macintosh.

Надо сказать, что именно успех Apple заставил IBM заняться производством персональных компьютеров. До этого руководители и IBM, и Microsoft говорили, что "персональные компьютеры будут пользоваться успехом только у фанатичных программистов и хиппи, которые любят технические новинки". Даже после начала работы над новым проектом в дирекции шли споры о её целесообразности. Все еще сомневаясь в рентабельности проекта и не желая вкладывать деньги в него, IBM решила не разрабатывать свои комплектующие, а использовать имеющиеся. В частности, предполагалось купить технологию Apple. Однако контракт сорвался из-за амбиций Джобса (директора Apple Computers).

В конечном счете, новая машина IBM использовала процессоры фирмы Intel и операционной системы развивающейся тогда Microsoft, а также комплектующие ряда других фирм. Причем в целях экономии средств технологии производства не выкупались, т.е. фирма-поставщик компонентов не была связана обязательством не продавать свою продукцию кому бы то ни было еще. В результате сложился тот рынок персональных компьютеров, который мы и имеем.