Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Сущность конкуренции.
Конкурентов мы воспринимаем с раздражением, ибо они мешают нам спокойно жить.
В своей книге "Международная конкуренция" М.Портер отмечает, что конкуренция — динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.
Г.Л.Азоев под конкуренцией понимает соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.
А.Ю.Юданов утверждает, что рыночная конкуренция - борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка. Вместе с тем, А.Ю.Юданов считает, что до сих пор в мире единое понятие "конкуренция". Ученые придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной.
Поведенческая трактовка конкуренции — борьба за деньги покупателей путем удовлетворения его потребностей.
Структурная трактовка конкуренции — анализ структуры рынка для определений степени свободы продавца и покупателя на рынке и способа выхода из него.
Функциональная трактовка конкуренции - соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.
Анализ структуры и содержания формулировок и трактовок понятия «конкуренция" позволяет сделать следующие выводы:
а) понятия "конкуренция", предложенные различными авторами, не в полной мере отвечают требованиям системности и комплексности, т.е. они характеризуют только один из множества аспектов конкуренции, установленных А.Смитом и самими авторами, каждый в своей области исследования;
б) многообразие подходов к формулированию понятия: один автор под конкуренцией понимает соперничество (борьбу) фирм, т.е. юридических лиц, другой — соперничество физических лиц, третий- как наличие на рынке достаточного количества продавцов и покупателей, четвертый- ситуацию, пятый — стремление, шестой-процесс и т.д.;
в) приведенные понятия не охватывают конкуренцию среди любых социальных, производственных и биологических систем;
г) понятия не отражают конкуренцию как единство статики и динамики соперничества, выживания систем в заранее заданных или неопределенных условиях;
д) понятия не увязаны с законодательством.