Понятие конкуренции и её основные составляющие.

Конкуренция — процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных :или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом.

Конкуренция явля­ется движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективнее, чем в России), повышения каче­ства товаров и уровня жизни населения.

Процессы могут быть: общественными и личными; экономическими, правовыми, социальными и природными; управленческим и производственными; обеспечивающими, преобразующими и завершающими; материальными и виртуальными; объективными и субъективными; поддерживающими паритет (баланс) и воспроиз­водственными; логическими и эмоциональными и т.д.

Составляющими слова "управление" в понятии "конкуренция" являются: нахождение, разработка, поддержание, использование, развитие, отмирание конкурентного преимущества.

В качестве "субъектов" понятия "конкуренция" могут быть лю­бые социальные, производственные или биологические системы.

Конкурентные преимущества субъектов могут быть: наследственными, конструктивными, технологическими, информационными, квалификационными, управленческими, природно-климатическими и др. В качестве целей, системы могут быть: выполнение миссии организации; победа в спортивных соревнованиях или творческих конкурсах, на конкретном рынке с конкретным товаром; достижение за счет внешнего или внутреннего развития либо поглощения конкурента какого-либо определенного состояния или уровня; поддержание достигнутого уровня; выживание и т.д.

Потребности могут быть: объективными (заданными природой или обществом) или субъективными (заданными субъектом управления или животным); первичными или высшими; прошлыми, настоящими и будущим; сопряженными или несопряженными; глобальными или личными; отрицательными или положительными; индивидуальными или общественными и т.д.

В систему законодательства входят: конкурентное право, экономическое право, гражданский кодекс, налоговая система, таможенная система, трудовое право и др.

На современном этапе мирового развитии конкуренция, как движущая сила, вынуждает производителей товаров постоянно искать пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса, В связи с дефицитностью ресурсов встает новая система — экономия ресурсов у потребителей товаров за счет упрощения их конструкции и повышения качества. В XXI веке эта задача будет приоритетной, так как в конце XX века затраты ресурсов у потребителей сложной техники за срок ее службы повышали цену до пяти раз в промышленно развитых странах и до 20 раз - в развивающихся странах.

По степени интенсивности конкуренция может быть:

1)привлекательной - когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

2)умеренной - когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;

3)ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, либо вытесняет объект из данного сегмента;

4)ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) уничтожает либо изгоняет субъект из данного сегмента.

Формы конкуренции:

1) предметная - конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;

2) функциональная - конкуренция между товарами (объектами) заменителями.

Методы конкуренции:

1)на основе повышения качества товара (неценовая);

2)на основе критерия повышения качества сервиса товара;

3)на основе снижения цены (ценовая);

Перейти на страницу: 1 2