Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Экономическое будущее развития человеческого общества.
С каждым годом все больше и больше растут экономические возможности человека, его материальная мощь и степень овладения силами природы. Отмечается бурный рост производительных сил человеческого общества и производительной силы человеческого труда. Все это небезосновательно вызывает чувство восхищения. Человек стал ощущать себя настоящим хозяином планеты. Человек уже давно вышел за пределы Земли, побывал на Луне, в скором времени нога человека коснется поверхности Марса. Человек все больше подчиняет себе силы природы и использует их в своих целях. Однако, эти радужные и позитивные эмоции, связанные с прогрессом человеческого общества, сопровождаются и негативными, связанными с обратной стороной этого прогресса. Загрязнение окружающей среды, ухудшающаяся экология, бурный рост народонаселения – все это заставляет задумываться о перспективах дальнейшего развития человеческого общества и о последствиях такого развития. Власть человека над природой, в скором времени, может стать практически неограниченной, но раньше она может стать неуправляемой. «Разросшись качественно и приобретя огромную силу и власть, население планеты вызвало к жизни такие невиданные изменения, которые подобно бумерангу, в конечном счете, ударят по нему самому, потому человечеству необходимо всесторонне оценивать социальные и экзистенциальные стороны любых более или менее важных действий, ведущих к такого рода изменениям. И обеспокоенность этой ускользающей из-под человеческого контроля ситуацией способствовала развитию в людях нового, необходимого им в этот мятежный переходный период качества – чувства перемен».[125] Прогрессивная часть человечества уже прониклась этим чувством. Человеческое общество нуждается в коренном изменении своей экономической и политической системы.
Первым сигналом о такой глобальной наметившейся тенденции к изменению традиционных методов хозяйствования и управления было появление на свет социальных утопических теорий. Социалисты-утописты были первыми, кто почувствовал гибельность и тупиковость пути, по которому человечество шло до этих пор. Они предлагали изменить установившиеся традиционные человеческие взгляды на экономическое развитие. В силу ряда обстоятельств объективного характера, главным образом, из-за незрелости, по нашим современным меркам, своего политического и экономического восприятия действительности, социалисты-утописты не были в состоянии создать цельную, законченную и развитую теорию идеального устройства человеческого общества.
Пожалуй, самая мощная попытка, самый прогрессивный на тот момент, шаг к предупреждению и просвещению общества о наметившихся социальных и экономических переменах сделал К.Маркс, создав теорию научного коммунизма, которая в одночасье овладела умами самых прогрессивных представителей ученой интеллигенции. В XX веке было создано и предложено к обсуждению бесконечное множество теорий, «проектов века» о перспективах дельнейшего человеческого развития. Самой яркой из них, и, пожалуй, единственной достойной пристального внимания и изучения является теория «постиндустриального общества». Концепция постиндустриального общества впервые была изложена в вышедшей в 1973 году книге американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество». Нам предстоит провести всесторонний анализ возможных путей дальнейшего развития человеческого общества. Проведем сравнительный анализ двух самых распространенных теорий. Первая версия – это теория коммунизма, созданная К.Марксом, вторая – концепция постиндустриального общества.