Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Истоки социалистического мировоззрения.
Высшим принципом справедливого распределения материальных благ считалось равномерное распределение среди всех членов общества. Воплощение такого принципа, на самом деле, не может не сопровождаться насильственным принуждением к труду. Ибо такова уж человеческая природа, что при соблюдении в обществе равномерного распределения всегда найдутся люди, желающие существовать за счет чужого труда. Как показывает печальная практика внедрения шариковского[115] принципа уравнительного распределения закономерным и неизбежным его итогом станет существование армии бездельников, лентяев и тунеядцев, паразитирующих на труде своих товарищей по общине. При таком положении вещей у трудящихся представителей общины тоже пропадает всякая мотивация к труду. В человеке неуничтожим инстинкт самосохранения. Одним из проявлений данного инстинкта является стремление к меньшему расходованию своей энергии. Крайним его проявлением является банальная человеческая лень. Только полное подавление инстинкта самосохранения способно уничтожить ту категорию лиц, которую принято по праву называть паразитирующими на обществе элементами. Поэтому, в обществах, описанных Мором и Кампанеллой, неизбежно существует аппарат насилия, принуждающий всех членов общества к общественно полезному труду. Труд – это первейшая обязанность каждого члена общества, принадлежащего к общине. Если труд не будет в общине обязанностью, то рано или поздно в такой общине возникнут отношения эксплуатации одних членов общины другими.
Дальнейшее развитие экономической и социальной мысли изменило взгляд человечества на социальную справедливость. Основным принципом справедливого распределения материальных благ стал принцип распределения в соответствие с затраченным трудом. Принцип «от каждого по способностям, каждому по труду», декларируемый советскими социалистическими учеными и партийными идеологами с середины XX века на самом деле не является их изобретением, и, даже не принадлежит перу классиков марксизма-ленинизма. Еще Роберт Оуэн, выдающийся английский социалист XIX века, ввел в широкое употребление такой термин как «трудовые деньги». Внедренные в созданной Робертом Оуэном общине в Нью-Лэнарке, эти деньги нашли свое практическое применение. В Нью-Лэнарке каждый трудящийся получал такое количество денег, которое соответствовало часам его труда, потраченного на благо общины. Масштабом денег был принят 1 час труда. Несколько похожую систему советские власти внедрили через столетие в социалистическом сельском хозяйстве. В советских колхозах и совхозах оплата труда производилась в соответствие с учетом трудодней, потраченных крестьянами на работах в их коллективных хозяйствах. Именно у Роберта Оуэна К.Маркс унаследовал принцип измерения труда рабочим временем. Однако, мы уже указывали, что такой принцип измерения труда физическим временем его продолжительности не является справедливым и научно правильным. Один час работы сапожника не может быть эквивалентен одному часу работы кузнеца или шахтера. Такой принцип измерения количества затраченного труда нами уже был раскритикован, и продолжать дискуссию в рамках данной главы уже не уместно.
Основным шагом к достижению социальной справедливости все социалисты-утописты, классики марксизма и их последователи считали уничтожение частной собственности на средства производства. Частная собственность на средства производства, предполагали они, порождает эксплуатацию. Частная собственность дает возможность в человеке созреть ложным представлениям о добродетелях, вызывает к жизни все самые низменные его инстинкты, утверждали они. Роберт Оуэн писал: «Владение частной собственностью ведет к тому, что ее владельцы становятся невежественно эгоистичными, причем этот эгоизм обычно пропорционален в своих размерах величине собственности».[116] Казалось бы действительно, частная собственность – это экономический и социальный институт, порождающий отдаление и отчуждение людей друг от друга, порождающий социальное неравенство. Частная собственность и социальная справедливость кажутся двумя несовместимыми понятиями.