Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Капиталистические издержки производства.
Рассмотрим один любопытный пример. Если мы согласимся с утверждением, что цена товара равна , то при возрастании спроса на данный товар возрастет его цена, допустим, до уровня . Казалось бы, что капиталист получит прибыль величиной равную , но при самом ближайшем рассмотрении мы можем обнаружить, что при возрастании спроса на товар возрастает не только цена самого товара, но и цены элементов его производства. Вследствие увеличения спроса на оборудование и другие средства производства возрастает цена этих элементов производства на рынке, и из-за этого в конце производственного цикла, и в начале следующего производственного цикла капиталист потратит из суммы, полученной от реализации товара, на возмещение затрат капитала не величину , а величину , равную . Кроме того, при возрастании спроса на определенный товар прямо пропорционально возрастает спрос на труд в отрасли, производящей данный товар. Это вызывается процессом перелива капиталов в данную отрасль из других, менее прибыльных отраслей. В конце концов, капиталист в конце производственного цикла будет вынужден заплатить рабочим не величину , а величину равную . Таким образом, получается, что величина =-+-, на самом деле, стремится к нулю, и в большинстве случаев, будет равна нулю, т.е. она не может являться капиталистической прибылью ни теоретически, ни фактически. Это всего лишь показатель увеличения цен факторов производства: труда и капитала. Возникает непреодолимое противоречие: при увеличении спроса на товар и при увеличении от этого его цены, капиталист не получает ни цента новой прибыли! Из данной путаницы возможно выбраться только лишь окончательно признав, что цена товара определяется не только затратами капитала, ошибочно понимаемыми западными учеными как издержки производства, но и признав тот факт, что издержки производства содержат в себе некую вполне материальную субстанцию, формирующую капиталистическую прибыль, а именно то, что издержки производства должны содержать в себе прибавочную стоимость. Если мы предположим, что издержки производства равны , то увеличивая или уменьшая коэффициент φ, можно заметить, что прибыль капиталиста будет изменяться на величину -. Теперь все неясности устранены.
Участие спроса и предложения при формировании цены товаров нам вполне известно. Теперь предстоит разобраться с ценой конкурирующих товаров или ценой товара у конкурентов. Данный фактор влияет на цены товаров столь же мало, как и продолжительность инаугурационной речи Президента США на скорость Гольфстрима. Цена товаров конкурентов, если она складывается не под воздействием спроса и предложения создает зияющую брешь в соотношении рыночных цен. Если цена конкурентов ниже точки рыночного равновесия, то мы можем поднять свою цену выше точки равновесия, но лишь на такую величину, которая может компенсировать возникший дисбаланс. Почему так? Да именно потому, что объем товаров, предлагаемый конкурентом не способен удовлетворить весь спрос на данный товар. Он сможет удовлетворить лишь часть потребителей. Остальные же будут просто вынуждены покупать товар у вас по завышенной цене. И наоборот, если цена конкурента выше точки равновесия, то это заставит нас снизить собственную цену, но опять же на величину, компенсирующую возникший дисбаланс между спросом и предложением. Почему? Да потому, что часть потребителей не захочет покупать товар выше его реальной цены и вам придется предлагать рынку большее количество своего товара, что приведет к некоторым скидкам. Таким образом, влияние цены конкурентов или конкурирующих товаров сами по себе как отдельный фактор не могут быть участниками процесса формирования цен товаров вообще. Это всего лишь частные случаи влияния спроса и предложения, а не отдельный фактор.