Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Заработная плата.
Заработная плата – это есть натуральное или денежное выражение цены труда, это есть сама цена труда. На это мы указывали в главе V «Рождение капитала. Превращение труда в товар». Цена человеческого труда, как и цена всякого любого другого товара, определяется его стоимостью и экономическими мотиваторами продавца и покупателя данного товара, т.е. цена труда исчисляется по известной нам формуле
,
где φ – коэффициент ратификации, а W – стоимость товара. Из исследования, проведенного в главе III «Теория экономических мотиваторов», мы знаем, что коэффициент ратификации определяется как отношение суммы экономических мотиваторов покупателей к сумме экономических мотиваторов продавцов. Поскольку мы уже достаточно тщательно изучили категорию стоимости труда, то теперь нам стоит уделить больше нашего внимания проблеме изучения экономического поведения, и проявления экономических мотиваторов всеми сторонами сделки по купле-продаже труда. Напомним, что экономический мотиватор – это есть некоторая психологическая категория, характеризующая стремление индивидуума к совершению сделки в процессе обмена товаров в соответствие с их стоимостями. Для покупателя экономический мотиватор – это стремление купить товар по его стоимости, для продавца – это стремление продать свой товар по его стоимости. Мы определили, что сила экономических мотиваторов каждого из участников колеблется от нуля до единицы. Единице оно равно когда стремление совершить данную сделку по стоимости товара максимально велико и является настоятельной жизненной необходимостью, и равно нулю, когда такое стремление полностью отсутствует, т.е. субъект проявляет полное безразличие к совершению сделки.
Коэффициент ратификации труда как товара складывается как математическое отношение суммы экономических мотиваторов капиталистов, проявляемых при покупке труда по его стоимости у каждого отдельного рабочего, к сумме экономических мотиваторов рабочих, проявляемых при продаже собственного труда по его стоимости. Итак, приведем данное положение в вид математической формулы:
где - это сумма экономических мотиваторов капиталистов при покупке труда. Эта сумма равна величине , где каждое отдельно взятое , является экономическим мотиватором капиталиста, проявляемое им при покупке труда по его стоимости у каждого отдельного рабочего. - это сумма экономических мотиваторов рабочих, проявляемое при продаже собственного труда. Величина = , где каждое является индивидуальным экономическим мотиватором отдельного рабочего при продаже собственного труда по его стоимости. Коэффициент ратификации φ, в данном случае, всегда будет больше единицы, т.е. . На рынке труда сумма экономических мотиваторов капиталистов всегда значительно превышает сумму экономических мотиваторов рабочих. Это объясняется довольно просто. Капиталист при покупке труда по его стоимости практически всегда проявляет экономический мотиватор силой равный единице, т.е. максимально возможной силы. Это бесспорно, потому что стоимость труда – это есть та самая минимальная величина, та самая минимальная граница цены труда, по которой только возможно купить человеческий труд. Это означает, что сумма . Рабочий же при продаже собственного труда по его стоимости проявляет крайне низкий экономический мотиватор, иногда ничтожно выше нуля. Это происходит потому, что величина вознаграждения, эквивалентная стоимости труда, возмещает лишь энергетические затраты рабочего в процессе производства, затраты самого труда и не более того. Это вознаграждение, равное стоимости труда, позволяет рабочему приобрести только тот мизерный набор продуктов питания, суммарная калорийность которых позволит ему компенсировать собственные энергетические затраты, произведенные в процессе трудовой деятельности. Но кроме удовлетворения потребностей в пище, да к тому же еще и не полностью, т.к. рабочий затрачивает энергию и вне процесса производства, рабочему необходимо удовлетворять и другие свои потребности, такие как потребности в жилье, одежде, потребности досуга. Рабочий должен еще содержать свою семью, удовлетворять некоторый набор интеллектуальных потребностей и т.п. В общем, круг необходимых потребностей рабочего намного шире и разнообразнее, чем потребность в еде. Таким образом, величина стоимости труда – это то самое минимальное вознаграждение, за которое рабочий может иметь хоть какое-то минимальное желание продать свой труд на рынке. За этой чертой для рабочего начинается постепенное истощение организма и его неизбежная медленная гибель. Именно в силу этих причин рабочий и не имеет сколько-нибудь значительного желания продавать свой труд в соответствие с его стоимостью. Именно из-за нежелания работать в обмен на нищенское и жалкое недолгое существование. Именно поэтому в процессе покупки труда сумма экономических мотиваторов капиталистов намного выше суммы экономических мотиваторов рабочих. Хотя на практике, в большинстве случаев, n (количество рабочих и их мотиваторов) больше, чем m (количество экономических мотиваторов капиталистов), но это не уравнивает и , и, тем более, не делает , поскольку индивидуальные экономические мотиваторы рабочих при продаже своего труда всегда меньше единицы в гораздо большей степени, чем количество рабочих превышает потребности производства в последних, т.е. , или .