Общественно необходимый труд

Из всего изложенного ранее, мы вполне справедливо можем сделать заключение, что товаропроизводители, стоимость чьих товаров выше, чем у производителей однотипных товаров, окажутся в более выгодном положении по сравнению со своими конкурентами. Ведь они будут продавать свой товар по более высокой цене, т.к. согласно формуле , товар, который имеет более высокую трудовую стоимость, будет продаваться по более высокой цене. Создается такое впечатление, что чем выше затраты труда на производство товара, чем ниже степень экономии и организации труда, тем лучше и выгоднее для товаропроизводителя, тем больше он зарабатывает и выигрывает. Это умозаключение будет ошибочно, т.к. данная формула не основывается на компоненте W как на индивидуальной стоимости товара. Для рынка, где есть всего один производитель данного вида товара, в данной формуле под W подразумевается индивидуальная стоимость товара. Там же, где есть конкуренция, и есть множество производителей одного и того же товара, понятие W принимает совершенно другой характер – характер общественно необходимого труда.

Мы уже рассматривали в нашем исследовании марксистскую трактовку общественно необходимого труда. Он определял его как затраты рабочего времени при создании товара при средних в данном обществе условиях производства при средней степени интенсивности труда, средней степени умелости. «Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда».[42] Мы уже говорили о том, что измерять труд в единицах времени нельзя. В этом заключается большая теоретическая ошибка Маркса. Время само по себе не создает ничего. Материя создается или изменяется энергией, импульсами, физическими или химическими процессами, протекающими во времени. Даже старое, выдержанное вино становится дороже не из-за самого факта, что оно подверглось воздействию времени, а из-за того, что в течение этого времени внутри бутылки происходили различные химические процессы, которые изменили внутреннюю структуру этого вина и сделали его вкус изысканнее. А как мы знаем, химические и физические процессы всегда связаны с затратами и выделением энергии. В том числе и человеческий труд как совокупность физических и химических процессов, совершаемых внутри человеческого организма при выполнении им целенаправленных и скоординированных движениях и операциях в процессе производства товаров, есть не что иное как затраты человеческой энергии, мускульной и нервной. И как мы уже говорили, эта энергия кинетическая. А стало быть, и общественно необходимый труд следует рассматривать как количество энергии, затрачиваемой на производство товара и доставку его на рынок при средних условиях производства, при средней степени интенсивности труда и при средней степени умелости работников. Общественно необходимый труд - есть средние затраты энергии на производство и доставку на рынок определенного товара. Общественно необходимые затраты труда формируют общественную стоимость, которая и участвует в формировании цены товара на рынках, где количество производителей данного товара более одного. Общественно необходимые затраты труда вычисляются как средневзвешенные затраты труда по следующей формуле

,

где - индивидуальные затраты энергии (труда) на производство i-го экземпляра товара, m – количество данного экземпляра товара, поставленного на рынок. Рассмотрим несложный пример. Допустим, что на рынок было поставлено 24 экземпляра какого-то товара, произведенных тремя разными производителями. Первый создал 12 единиц товара при индивидуальных затратах на каждую единицу равных 1 килокалории. Второй производитель создал 6 единиц товара при индивидуальных затратах на единицу равных 2 килокалориям, а третий тоже создал 6 единиц, но при затратах 3 килокалории. Общественно необходимые затраты труда составят для этого примера следующую величину: . При допустимости, что на данном рынке одна килокалория эквивалентна одному доллару, получим, что общественная стоимость товара составит 1 доллар 75 центов. При равенстве спроса и предложения цена товара также составит 1 доллар 75 центов. Первый производитель будет выигрывать при продаже своих товаров по 75 центов с каждого экземпляра, второй будет проигрывать по 25 центов, а третий, будет проигрывать 1 доллар 25 центов с каждой проданной единицей. Однако, сумма проигрышей и выигрышей равна нулю , что вполне согласуется с одной из аксиом теории игр о равенстве сумм выигрышей и проигрышей. Тот же самый результат мы получим и при любом другом значении коэффициента ратификации, отличном от единицы, но в этих случаях мы должны будем учитывать выигрыши или проигрыши потребителей. Стоит упомянуть, что в нашем исследовании мы в качестве единицы измерения труда используем калории. (Калория (кал, cal) - внесистемная единица количества работы и энергии, равная количеству теплоты, необходимому для нагревания 1 мл воды на 1 °C при стандартном атмосферном давлении 101,325 кПа.1 калория = 4,1868 джоулей).

Перейти на страницу: 1 2