Товар и его свойства.

,

где E – затраты кинетической энергии, m – масса тела, V- скорость тела. Для упрощения, в дальнейшем, будем иметь в виду, что употребляя термин «энергия», относительно затрат человеческого труда, мы подразумеваем энергию кинетическую. Противники такой трактовки затрат человеческого труда могут возразить, что затраты энергии нельзя исчислить, что не существует такого прибора или механизма, который может подсчитать затраты энергии каждого производителя для каждого вида работ. Такие приборы, конечно, есть, но суть далеко не в этом. Здесь нас интересуют не методологические аспекты подсчитывания энергии, а чисто теоретические моменты. Кроме того, есть удивительный механизм, который с предельной точностью исчисляет относительные энергозатраты для производства отдельных видов товаров. Этот механизм – есть процесс обмена. Противники трудовой теории стоимости, а, в первую очередь, сторонники теории полезности или маржиналисты, могут возразить и привести множество частных примеров, когда товары обмениваются вовсе не пропорционально затратам человеческой энергии на их производство. Конечно, кроме стоимости (имеется в виду количество труда (энергии), содержащегося в товаре), на меновую стоимость (на пропорции обмена товаров), действуют и другие факторы, такие как рыночный спрос и рыночное предложение. Именно под влиянием спроса и предложения формируются окончательные пропорции обмена товаров. Зависимость этих пропорций от спроса и предложения широко известна и хорошо изучена. Поэтому нет никакой необходимости описывать эту зависимость заново, но есть необходимость изучить природу и механизм действия этой зависимости.

Спрос – есть величина количественно определенная, т.е. детерминированная, и достаточно постоянная и мало подверженная резким колебаниям при стабильных условиях экономической среды. Конечно, флуктуации спроса случаются довольно часто, но, как правило, вызываются они изменениями самой экономической среды. Все дело в том, что спрос, в самом широком понимании, - есть потребность общества в каком-либо товаре. Эта потребность всегда имеет четкие ограничения. Например, если на рынке имеется 1000 семей, то вполне уместно считать, что спрос на утюги на этом рынке будет ровно такой, какое количество утюгов необходимо иметь этому количеству семей для нормального образа жизни.

Предложение же – величина переменная и подвержена колебаниям. Производители могут по своему усмотрению и по своей воле изменять объем производства товаров, т.е. свободно могут манипулировать предложением товаров определенного вида, могут манипулировать пропорциями обмена. На вышеприведенном примере это можно продемонстрировать следующим образом: производитель может решить произвести ему 1000, 500, или 1200 утюгов, либо не произвести утюгов вовсе. Все зависит от того, какой цели он хочет достигнуть своим поведением на рынке.

Пропорциональность обмена во многом зависит от некой величины, равной отношению спроса и предложения. Чем выше данная величина, т.е. чем более спрос превышает предложение, тем большей меновой стоимостью обладает товар, и, наоборот. Умножение этого коэффициента на величину трудовой стоимости даст нам окончательную величину меновой стоимости товара. Этот относительный коэффициент называется коэффициентом ратификации, ибо именно он, в конечном итоге, формирует пропорции обмена товарами.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8