Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Бюджетная политика и исполнение бюджета в 2001 году
В сфере государственных финансов в 2001 году продолжали закрепляться положительные тенденции, заложенные в предыдущем году[4]. В течение года доходы как федерального, так и консолидированного бюджета стабильно превышали расходы, обеспечивая профицит бюджета на уровне 2-3 процентов ВВП. При этом, на протяжении 2001 года доходы бюджета, рассчитанные в долях ВВП, превышали аналогичные показатели предыдущего года в среднем на 1,5 процентных пункта. Помимо количественных улучшений показателей бюджета, положительным является тот факт, что прирост был достигнут не только за счет налогообложения экспортно-импортных операций, но и от увеличения налоговых поступлений от
налогоплательщиков, работающих на внутреннем рынке. Последний факт говорит о наметившейся тенденции ослабления зависимости доходов бюджета от внешних факторов, что носит немаловажный характер в свете событий 11 сентября в США и последовавших за ними резким падением цен на рынке нефти и нефтепродуктов.
Доходы консолидированного бюджета РФ в 2001 году составили 2674 млрд. руб., что почти на треть превышает суммарные доходы за предыдущий год (2079 млрд. руб.). По итогам года доходы консолидированного бюджета составили 29,6 процента ВВП, что практически совпадает с уровнем 2000 года. Доходы федерального бюджета за 2001 год составили 1591 млрд. руб. против 1128 млрд. руб. в предыдущем году. Посчитанные в долях ВВП, доходы федерального бюджета достигли 17,6 процента ВВП, что превышает уровень 2000 года на 1,6 процентных пункта.
В структуре доходов консолидированного бюджета произошли некоторые изменения. За счет прекращения работы большинства федеральных бюджетных фондов произошло увеличение доли налоговых доходов, кроме того выросла доля поступлений от подоходного налога. Последний факт является, пожалуй, наиболее обнадеживающим, т.к. в 2001 году был осуществлен переход на плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц со ставкой 13 процентов. Несмотря на это, бюджетные поступления от него не упали, что является благоприятным сигналом и говорит о принципиальной возможности дальнейшего снижения налоговой нагрузки без существенных негативных последствий для бюджета, что особенно важно в свете снижения ставки налога на прибыль в 2002 году.
Расходы консолидированного бюджета РФ за 2001 год составили 2408 млрд. руб., за аналогичный период прошлого года – 1872 млрд. руб. Посчитанные в долях ВВП расходы консолидированного бюджета в 2001 также практически не отличались от 2000 года и составили 26,6 процента ВВП, что выше уровня расходов консолидированного бюджета за аналогичный период 2000 года на 1,7 процентных пункта. В 2001 году расходы федерального бюджета составили 1326 млрд. руб. (в предыдущем году – 954 млрд. руб.). В долях ВВП расходы федерального бюджет составили 14,7 процента ВВП, что выше уровня расходов федерального бюджета в 2000 году на 1,2 процентных пункта.
Изменение распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы продолжило тенденцию предыдущих лет.
Распределение доходов между уровнями бюджетной системы
1999
2000
2001
Федеральный бюджет
51%
55%
59%
Бюджеты субъектов федерации
49%
45%
41%
Из таблицы видно, что как и в 2000 г., доля федерального бюджета в 2001 г. возросла. Причинами повышения доли федерального бюджета в общем объеме налоговых поступлений по-прежнему были сохранившаяся значительная роль бюджетных поступлений от таможенных платежей, а именно от вывозных таможенных пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов.
Тенденции, направленные на увеличение консолидации доходов на федеральном уровне и последующее перераспределение ресурсов в регионы через трансферты укладываются в рамки программы развития бюджетного федерализма и общей реформы политической системы в Российской Федерации. Принятие правительством в конце лета 2001 года данной программы стало следующим важным шагом на пути совершенствования межбюджетных отношений после внедрения в 2001 году новой методики распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов РФ.