Конкуренция

Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежи тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и являет­ся как бы смесью двух отмеченных видов, — это так называемая монополистическая конкуренция.

Она представляет собой тип рынка, в условиях которого боль­шое количество мелких фирм предлагают разнородную продук­цию. Вход на рынок и выход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

Противоположностью конкуренции служит монополия (от греч. monos — один и poleo — продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единствен­ном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называет­ся монопсонией (от греч. monos — один и opsonia — закупка).

В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В не которых отраслях встречается своеобразная двусторонняя моно­полия, когда на рынке определенной продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного про­изводства: заказчик — государство, поставщик — единственная фирма).

Чистая монополия и чистая монопсония — сравнительно ред­кие явления. Гораздо чаше в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия (от греч. oligos — немногий и poleo - продаю). Этот вид конкуренции пред­полагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии яв­ляется взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

4.3. Защита конкурентной среды

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необхо­димости защиты конкурентной среды государственными средства­ми. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.

Для формирования конкурентных рынков необходима соответ­ствующая институциональная среда эффективная работа финан­сово и кредитной системы, защита национальных производителей.

Проблема преодоления монополизма, доставшегося по наследству от Советского Союза, является чрезвычайно острой для современного российского рынка. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын­ках», принятый 22 марта 1991г. явился первым в истории России нормативным актом, направленным на развитие конкуренции 25 мая 1995 г. вступили в силу изменения и дополнения к этому Закону. В этих документах определены понятия монопольно вы­сокой и монопольно низкой цены, понятие «доминирующее по­ложение» хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке опре­деленного товара составляет 65% и более, а в ряде случаев — 35% и более.

Хотя само по себе обладание доминирующим положением не является незаконным. Закон запрещает таким субъектам зло­употреблять своим положением на рынке. Статья 10 Закона ори­ентирована на пресечение недобросовестной конкуренции; ст. 17 направлена на предупреждение монопольных и олигопольных слияний; ст. 19 предусматривает крайнюю меру по отношению к субъектам предпринимательства, злоупотребляющим своим доми­нирующим положением - принудительное разделение хозяйст­вующих субъектов.

В практике рыночных отношений различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкурен­ция - это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимаются технический шпионаж, подкуп работ­ников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование внешнего оформления то­вара другой фирмы и т.п.

Перейти на страницу: 1 2