Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Основные направления совершенствования стратегия финансовой политики РФ
14. В ближайшие 2-3 года бюджет развития предстоит сделать важнейшим инструментом инвестиционной политики. Он тоже должен в ближайшие 2-3 года стать сбалансированным. По мере реализации политики экономического роста в него необходимо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости. Это может привести к превышению расходов над доходами, что, на наш взгляд, неопасно, если процесс возврата средств от субъектов рынка будет находиться под контролем. Высокое качество бюджета определяется не только устойчивостью доходов, высокой собираемостью налогов, но и отлаженностью системы исполнения. И здесь важно в ближайшие 2-3 года отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, обеспечить единую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.
15. В рамках принципа федерализма необходимо иметь в каждом субъекте Федерации наряду с региональным бюджетом консолидированный бюджет, который в этом случае может быть инструментом управления финансами как в центре, так и на региональном и муниципальном уровнях.
16. Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. В ближайшие 3-5 лет, на наш взгляд, не следовало бы резко изменять сложившиеся пропорции между бюджетами разных уровней. Необходимо отладить эту систему в рамках принятого Бюджетного кодекса, концепции межбюджетных отношений. Главное - обеспечить собираемость налогов на уровне 80-90% и довести исполнение бюджета по расходам до 90-95%. Начиная с 2005 г. необходимо постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов региональных бюджетов.
17. Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость его оздоровления, и соблюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции или снижают цены.
18. В число стратегических задач финансовой и денежно-кредитной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к ВВП и к 2015 г. - до 50%. Решение этой проблемы затрудняется не только непониманием денежного фактора в экономике, его значения для обеспечения непрерывности кругооборота средств, пополнения оборотного капитала, улучшения собираемости налогов. Сказывается также сужение в результате финансового кризиса источников увеличения денежной массы. Сокращение сбережений населения, тезаврация рублей и долларов сужают экономическую основу увеличения денежной массы (М2). Поэтому в 1999 г., несмотря на проектируемый Минэкономики рост потребительских цен на 30% (по нашим оценкам, - на 60-80%), денежную массу проектируется увеличить на 18-26%. Так что без осуществления мер по стимулированию сбережений, о которых мы говорили выше, а также мер по повышению доходов населения невозможно обеспечить экономику необходимой денежной массой.
19. Существенной модернизации требует платежно-расчетная система (см. гл. 7). Необходимо, во-первых, усилить ответственность ЦБ за организацию расчетов и образование неплатежей. Во-вторых, ЦБ должен выделить в особую группу коммерческие банки, которые включились бы в единую технологию расчетов, в-третьих, в ближайшие годы необходимо создать единый клиринго-расчетный центр, который обеспечил бы расшивку неплатежей, используя инструменты кредитования и целевой эмиссии, не пытаясь накачать деньгами обанкротившихся субъектов рынка.
20. Пожалуй, одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка. Этот рынок, сформировавшийся в условиях высокой инфляции, бюджетного дефицита, непрерывного наращивания внутреннего долга, «привык» работать при высоких уровнях дивидендов (60-80%). Попытки Минфина ориентировать его в 1998 г. на доход в пределах 20% не дали результатов, в середине 1998 г. для размещения новых траншей ГКО пришлось резко повышать норму доходности. В настоящее время рынок блокирован из-за объявленного дефолта. Размеры реструктуризации ГКО настолько значительны, что возникает опасность новой финансовой пирамиды. Ослабленные ресурсы банков недостаточны, чтобы новые государственные обязательства могли быть ими добровольно выкуплены. Своевременное погашение их государством является большой проблемой. Выход из создавшегося положения видится в нескольких направлениях. Во-первых, нужно выпустить краткосрочный финансовый инструмент с умеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансовых спекулянтов, а ориентированный на среднестатистического жителя нашей страны, который согласен меньше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами (0,5-1 пункта), которые будут выше средней ставки дивиденда Сбербанка. Во-вторых, с учетом предлагаемого нами механизма обеспечения рубля необходимо выпустить финансовые инструменты со сроками обращения 1, 2, 3, 5 лет, постепенно увеличивая долю пятилетних обязательств, обеспеченных экономическими активами и обладающими достаточной ликвидностью. Они должны обмениваться на золото, конвертируемую валюту, возможно, и на недвижимость (жилье, земля и т.д.). Важно проявить умеренность в объеме их выпуска, не допускать прежних ошибок -любой ценой покрыть дефицит государственного бюджета. В-третьих, необходимо ввести на период 3-5 лет государственное регулирование процентных ставок - депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми. Не следует депозитные ставки ориентировать на превышение нормы инфляции. Большая часть населения стремится сохранить свои сбережения и не хочет рисковать, рассчитывая на высокие дивиденды. В-четвертых, для перетока средств в инвестиции целесообразно создать фондовую биржу с инвестиционной направленностью, которая могла бы наладить листинг акций предприятий и инвестировать средства в инвестиционные проекты. Такой опыт имеется на шанхайской фондовой бирже.