Доступно о экономике
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл… [Читать Далее]
Инвестиционная деятельность является необходимым фактором, во многом определяющим динамику и структуру экономики, социально-экономическое развитие страны… [Читать Далее]
Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия… [Читать Далее]
Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.welleconomics.ru
Качество рабочей силы
3.1. понятие качества
Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом решающим образом зависит от трудовых ресурсов. Их качество имеет исторически конкретный характер и проявляется в виде определенно развитых свойств индивидов, которые отражают способность и готовность последних к той или иной конкретной деятельности. Они воплощаются в деятельностном, производительном потенциале. Производительный потенциал рабочей силы, помимо психологических, физических качеств и здоровья работников, включает ряд характеристик, определяющих уровень общего и специального образования, накопленный производственный опыт, общий культурный уровень развития, зависящий от всего комплекса жизненных условий. Они во многом определяются социально-экономическим уровнем развития подсистем мирового хозяйства и отдельных стран.
Каждая из характеристик важна сама по себе. В основе всех их лежат физические качества человека, определяющего его способность к труду. На процессы воспроизводства населения и качество рабочей силы в ряде стран, помимо недостаточности обеспечения продовольствием, стали оказывать влияние массовые инфекционные заболевания.
Качество рабочей силы характеризует способность населения привести в действие объективные элементы производительных сил, а также изменять их в соответствие с потребностями общества.
Ключевыми элементами качественных характеристик выступают уровень общего развития и уровень специального образования. Образование осуществляет производительную функцию по формированию и развитию общественного интеллекта на базе накопленных знаний и представлений. Оно обеспечивает формирование и повышение квалификационного уровня рабочей силы. Наиболее ценными качествами рабочего типа становятся его способность освоить новые поколения высокотехнологических средств производства, умение найти правильное решение в непредсказуемой ситуации [2, с.249].
3.2. Грамотность
Получение общего и специального образования невозможно без грамотности. Обучение грамоте является одновременно и задачей развития, и средством достижения взаимосвязанных целей: обеспечение здоровья, повышения производительности труда и ускорение темпов роста ВВП, а также более широкой цели социальной интеграции, включая участие в культурной и политической жизни. Так, образованные фермеры больше применяют новую технику, а лучше подготовленные получают долее высокую прибыль. Одно из исследований по Африке показало, что фермеры, имеющие полное четырехлетнее образование, производят в среднем на 8% больше продукции, чем фермеры, не имеющие образования.
В последние десятилетия уровень неграмотности в мире значительно снизился, а число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на страны Третьего мира.
Хотя в промышленно развитых странах высокий уровень грамотности, однако и в них насчитывается 31,5 млн. неграмотных взрослых. В этой подсистеме мирового хозяйства больше всего неграмотных в странах Южной Европы.
3.3. Среднее образование
Новая модель производства предопределяет необходимость повышение квалификации работников. Постоянное накопление ими профессиональных знаний и навыков превращается в существенный элемент успешного овладения все более широкими спектром обязанностей в осуществлении принципа: машина работает, человек думает.
Важны не только количественные параметры, но и качество обучения. Нередко правительства развивающихся стран предпочитают количество качеству. Во многих странах высокие коэффициенты охвата соответствующих возрастов молодежи сочетаются с чрезмерной переполняемостью классов, слабой материальной оснащенностью школ, низкой квалификацией учителей, второгодничеством. В 22 странах на одного преподавателя приходится более 40 учеников, а в некоторых из них – до 60 и более. Профессионально-техническое обучение не получило широкого распространения. Как правило, им охвачено менее 8% учащихся. Лишь в нескольких странах (Бангладеш, Египет, Индонезия, Ливан, Таиланд, Тунис, Заир, Камерун) эта доля составляет 15-27 % учащихся.
3.4. Высшее образование
НТП с особой остротой ставит вопрос о подготовке работников высшей квалификации. Уже давно замечено, что легче сделать открытие, чем понять его практическое значение и найти возможность для его технического применения. Необходимо высококачественное общее, техническое и экономическое образование. В расширении высшего образования произошли важные перемены. Доля молодежи в возрасте 20-24 года, занятых различными формами образования, поднялась. Наиболее высокий уровень распространения высшего образования отмечается в Канаде, США, Франции, Германии и в малых промышленно развитых странах – Австралии, Бельгии, Новой Зеландии.